Международная конференция по интеграции прошла в Москве
20 и 21 мая в Российском экономическом Университете имени Г.В. Плеханова по инициативе кафедры Психологии прошла Международная научно-практическая конференция «Студенческая жизнь в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы». Конференция собрала специалистов по среднему, средне-специальному и высшему образованию, интересующихся проблемами и перспективами инклюзивного образования в России.
Тематика выступлений была самой разнообразной. Были представлены: отношение к инвалидам в исторической перспективе, психологические методы представить ситуацию физических ограничений «изнутри», творческие мастерские как способ повышения сотрудничества в молодежной среде, проблемы профориентации инвалидов и еще ряд докладов.
Профессор кафедры Психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Бережная выступила с интересным докладом о роли артпедагогики и арттерапии в практике инклюзивного образования. Она рассказала о том, как искусство и творчество могут сплотить людей и помочь им понять друг друга.
Определённые наработки и достижения у педагогов есть. Но много докладов было о реальном состоянии дел в учебных заведениях накануне инклюзии.
Выступает Е. Самсонова
Елена Самсонова, доцент Московского городского психолого-педагогического университета рассказала о проблемах совместного обучения, о том, что большую часть педагогов нужно дополнительно учить работать со смешанными группами. Она показала шокирующее видео, снятое энтузиастами – о том, как они тестировали пандусы для колясочников. Оказалось, многие из них ведут только до дверей школ или других объектов, дальше пандусов нет. Большинство из них просто опасны для использования!
По проблемам обучения глухих и слабослышащих в условиях инклюзии выступила аспирантка МГУ, сотрудник ВОГ Анна Бабушкина. Она рассказала о роли жестового языка в образовании глухих, о необходимости с детства изучать жестовый язык и лишь постепенно включать детей в совместное обучение. Существует четыре группы инвалидов с нарушениями слуха, каждая из которых требует индивидуального подхода. Поспешное объединение школ, без понимания специальных потребностей учащихся приведёт только к снижению качества образования.
Выступает глухая А. Бабушкина
Был поднят вопрос о сохранении специальных образовательных программ, билингвистическом образовании, проблемах обеспечения учащихся качественным переводом на жестовый язык. Доклад вызвал живой интерес у слушателей – по нему было много вопросов.
О жестовом языке и культуре глухих сделали доклад студентки МГЛУ, будущие переводчики жестового языка, Валерия Виноградова и Алена Корешкова. Они так же подчеркнули роль жестового языка в образовании глухих и привели примеры успешного использования жестового языка в инклюзивном образовании в Великобритании, США и Гонконге.
А. Корешкова и В. Виноградова
Мирослав Ясин, доцент кафедры Психологии РЭУ имени Г.В.Плеханова изложил результаты социологического опроса о готовности глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию. Пока глухие и слабослышащие сомневаются, принесет ли инклюзия плоды в плане доступа к образованию. Основной плюс инклюзии для них – в возможности научиться действовать в обществе и приучить общество к мысли о том, что рядом есть неслышащие люди.
В целом, образ инклюзии в глазах глухих не настолько печален: многие готовы сами попробовать инклюзивное образование. Негативные отзывы о перспективах инклюзии – результат трезвого осознания положения дел и всех существующих проблем.
Практики и исследователи, которым не безразлична судьба образования, пришли к следующим выводам:
1) Идея инклюзивного образования хороша, но для успешной ее реализации необходимо повышать уровень гуманистической культуры общества. Нужно увеличивать информированность общества о людях с ограниченными возможностяи и воспитывать к ним отношение как к равным.
2) «Здоровым» людям есть чему поучиться у «инвалидов» – их жизнелюбию, трудоспособности и целеустремленности. Педагоги смогут научиться многому, работая с разными ребятами, видя их одарённость и способности в различных сферах.
3) Инклюзия хороша в основном тем, что широкая общественность будет проинформирована о людях с ограниченными возможностями здоровья. Возможно, будет сформировано новое отношение к людям с физическими ограничениями. Инвалиды научатся лучше ориентироваться в мире, проще устанавливать контакты.
4) К сожалению, реформы идут форсированными темпами: система образования не готова к инклюзии. Нет зрелых программ по инклюзиву; нет программ адаптации; не хватает переводчиков жестового языка; педагоги образовательных учреждений часто не знают, как работать с нестандартным ребенком; не готовы пандусы и лифты, а если формально присутствуют, часто ими невозможно пользоваться. На данный момент мы просто «брошены» в инклюзию, и должны утонуть или научиться плавать. Разработка средств, благодаря которым действительно будет обеспечено равенство доступа к информации и образованию, возложена на плечи учебных заведений, а кто, как, на какие деньги, в какие сроки будет разрабатывать эти средства – эти вопросы остаются открытыми. В законе также остается много пробелов, которые государству еще предстоит залатать. Надеемся, что это будет происходить с помощью экспертов, имеющих опыт работы, в частности, с глухими.
ВОГинфо.ру