Впечатлениями от поездки в ЛНР делится уроженец Донбасса
Сгоревший танк Ополчения
Недавно я решился поехать в Донбасс, где прошли мое детство и школьные годы. Моя семья и кумовья были против этой поездки в места военных действий – особенно после того, как мой экс-одноклассник по скайпу сообщил, что на восточных кварталах Луганска слышны выстрелы. Но меня тянули туда воспоминания и желание увидеть свою матушку, которую я не видел с начала боевых действий на Украине.
Пока я ехал по ЛНР (Луганской народной республике), добираясь до моего родного города Стаханова, по пути посетил несколько городов и поселков. В Изварино у здания таможни ЛНР развеваются флаги Новороссии и ЛНР. Люди в военной форме без опознавательных знаков, но с георгиевскими лентами и с оружием проверяли наших спутников-граждан Украины тщательно и жестко, в то время как на русские паспорта внимания не обращали. Это было мое первое удивление. Мне потом объяснили, что жители Донбасса очень уважают Россию за помощь. Россияне для них, можно сказать, «полубоги». В Краснодоне я впервые увидел ополченцев в форме с опознавательными знаками Новороссии.
Таможня ЛНР
Повсюду много руин. Сгоревший танк Ополчения стал теперь памятником с всегда свежими букетами цветов. Луганск – город моего детства, сейчас малолюден. Недалеко от города, в поселке Юрьевка стоит ветропарк с 10 новыми ветрогенераторами – чтобы не зависеть от Украины в плане энергоснабжения. В Алчевске около коксохимического завода проходят военные учения Ополчения. Стаханов – родина стахановского движения, город моего рождения и детства, охраняется бравыми и красивыми бойцами Первого казачьего полка им. М. Платова в папахах.
Блокпост при входе в Стаханов
Перед встречей со своей матушкой я увидел реальную жизнь прифронтового города Первомайска, который украинские силовики пытались сравнять с землей. Проходя по знакомым улицам, я долго не мог сосредоточиться – мешало сильное ощущение войны. Разрушенные дома и дороги, пустынные улицы и уничтоженные человеческие судьбы. Пропитанный войной воздух. Кладбища возле каждого населенного пункта ЛНР полны новыми могилами не только украинских солдат, но и погибших ополченцев, местных жителей, умерших от голода и болезней.
Руины в Хрящеватом
Жизнь и смерть идут в Донбассе рядом. В магазинах и на базарах есть всё, но дорого. Плохи дела с лекарствами – аптеки пустые. Здесь много российских товаров, они дешевле украинских. В магазине обнаружил объявление: «Здесь принимают оплату в рублях по курсу 1:2». Многие предприятия – шахты и заводы – стоят без работы, но органы власти и бюджетные организации работают. Все жители получают социальные пособия только от ЛНР, в то время как Украина заморозила эти платежи. Пенсии не выплачиваются.
Стаханов. Здание у автовокзала
Общественный транспорт ходит хорошо по всей ЛНР, но до 18 часов – в целях безопасности. По декабрьскому постановлению главы ЛНР право на бесплатный проезд имеют только 18 категорий граждан. Милиция, ополчение и казаки к льготным категориям не относятся.
Цены коммунальных платежей остаются такими, как в 2013 году. Многие не платят, но им свет не отключат, газ и воду не закроют. ЖЭКи работают прекрасно. Метут, пилят, вывозят мусор, чинят. Вода в кране плохая, многие пьют из-под крана только хорошо прокипятив.
На лицах местных жителей теперь не увидишь улыбку – военная обстановка не располагает. Однако там люди другие. Я заметил, что на Украине – процесс умирания, а в Донбассе – процесс рождения! Там простым гражданам Украины трудно. Они знают, что завтрашний день будет хуже. Там – страх перед неизвестностью. В Донбассе – вера и надежда, что завтра будет хорошо, и всё ужасное – в прошлом. На мои вопросы о пенсии и воде моя матушка ответила: «Ну, терпимо, наши давать будут. Нужно побольше запасаться водой».
Не раз здоровался с бабушками и дедушками, сидящими на скамейках. В ходе общения с ними они ругали Плотницкого, проклинали Порошенко и печалились за матерей украинских солдат. Но! У них нет НИКАКОЙ НЕНАВИСТИ к простым украинцам, которые, к сожалению, считают жителей Донбасса «тварями, ватниками, террористами». Это те самые бабушки и дедушки, которые пережили настоящий ад войны 6-7 февраля сего года прямо у себя дома! Ко мне был только один вопрос: «Когда кончится война?» с высказыванием «Только бы не эти снаряды и ракеты».
Воронка от ракеты «Ураган». Стаханов, 7 февраля 2015 года
Военная комендатура жестко контролирует дисциплину ополченцев и казаков. Идет возврат имущества, автомобилей, изъятых летом прошлого года на нужды Ополчения. В первые месяцы войны появились были мародеры и грабители в форме Ополчения, но с ними быстро справились.
Война меняет всё – и местность и людей. Теперь люди замечают друг друга и помогают не по просьбе, а просто так, когда кому-то нужна помощь. Привезти соседке воды или угостить хлебом. В автобусе помочь поднять сумку, сказать тёплое слово – не обязательно старушке, а любому. Подать голодающему еду… Поделиться доброй вестью с чужим человеком на улице… Люди дарят друг другу своё внимание и готовность помочь! Задавая казаку на таможне вопрос, получаю не только ответ, но и живое участие! Это удивительно, это как другой мир.
Луганский Дом культуры глухих
То же самое относится и к глухим Донбасса. Луганское общество глухих (уже не УТОГ) с тем же председателем Надеждой Кобзаревой ждет регистрации в Министерстве юстиции ЛНР. Здание Дома культуры глухих тоже «ранено» артобстрелом и чуть не было отобрано силами Ополчения. 8 мая глухими луганчанами был организован праздник, посвященный Дню Великой Победы. По пятницам в ДК идут информационные мероприятия. Мнения глухих о войне неоднозначны, однако большинство свободолюбиво и счастливо, желает скорейшего мира на земле Донбасса.
Глухие луганчане на сцене ДК после праздника 8 мая 2015 года
Когда я возвращался домой в Россию, последними прощальными словами бравого казака на таможне ЛНР были: «Мы – русские! С нами БОГ и ПОБЕДА! Все в руках Божьих».
Владимир Бочаров,
Стаханов-Изварино, май 2015 года
ВОГинфо.ру