Светлой памяти Степана Семёновича Волжева посвящается
В советское время пермский клуб глухих располагался в бывшем польском костеле на улице Пушкина. Пленяя своим величием и красотой, костел был как айсберг в море среди черных трущоб того времени. И транспортная развязка в ту пору оставляла желать лучшего. По улице Горького погромыхивали трамваи, по улице Пушкина с ленцой проезжали троллейбусы. Но несмотря на неудобства – плохо освещенные улицы по вечерам на этом медвежьем углу и длинные интервалы движения транспорта, клуб глухих всегда был полон зрителей. На праздничные мероприятия глухие пермяки в любую погоду не только приходили, но и приезжали издалека…
В этот раз, по случаю празднования дня Победы все места в зрительном зале, как всегда, были заняты.
Колышет березоньки ветер весенний,
Веселой капели доносится звон…
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен…
– пел на сцене молодой человек в классическом костюме, с длинными, темными волосами. Я тогда не знала, кто он такой, его имя многим из нас еще ни о чём не говорило.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
– не просто пел, а заливался соловьём молодой человек с длинными волосами. Его жестовая песня завораживала, брала за душу. Таким я впервые увидела Степана Волжева. В тот момент я не так давно я прилетела домой, в Россию из чужой для меня страны, из Азербайджана… Смена обстановки, песня о России, чарующее зрелище – текст этой песни, чувства и жесты – всё это и спустя годы мне не забыть…
В пору юности людям свойственно искать свои пути, себя и своё предназначение. Думаю, так было и со Степаном Волжевым. В далекие 70-е годы прошлого столетия в поисках своего счастья приехал Степан на Урал и остался в Перми навсегда. Неважно, откуда и когда. Важно то, что он среди нас стал своим, прославил своё имя и Пермский край.
Сейчас, сорок лет спустя, вспоминая добрым словом Степана Семёновича Волжева, ветерана сцены, активиста Пермского регионального отделения ВОГ, о нём рассказывают:
Копылова Татьяна Николаевна – председатель Пермского РО ВОГ:
Я Стёпу увидела в 1976 году, тогда мне было 17 лет, я работала в школе рабочей молодёжи. Степан учился в этой школе и участвовал в художественной самодеятельности. По характеру он был веселым, его звонкий голос был слышен по всей школе.
Проработав в ШРМ год, я уехала в Ленинград учиться на переводчика в Ленинградский Восстановительный Центр (ЛВЦ). Когда вернулась в Пермь, Степан в творческом плане уже вырос, стал звездой! Участвовал во всех конкурсах, собирал полный зал зрителей. На одном из конкурсов на лучшую песню, я снова встретила певца, увидела его жестовое пение, движение его рук…
Белый аист летит,
Над белёсым Полесьем летит.
Белорусский мотив –
В песне вереска, в песне ракит.
Всё земля приняла
И заботу, и ласку, и пламя,
Полыхал над землёй
Небосвод, как багровое знамя…
В эти минуты, когда он пел песню «Белоруссия», я видела только его руки, у меня бежали мурашки по коже. Так он пел…»
Микова Ангелина Александровна, директор клуба глухих с 1976 по 1993 г.г.:
Степан Волжев… В клубе это был один из самых активных участников художественной самодеятельности, был в драмкружке и в агитбригаде, а потом в кружке «Поющие руки». В нем и остался на многие годы вместе со своей женой Леной. Семейный дуэт Волжевых был неизменным участником всех концертов и выездных выступлений.
Елена и Степан Волжевы. Фото из семейного архива
Очень помнится яркое выступление Стёпы на областном, а потом и на зональном смотре с песней «Белоруссия». Выбор песни был очень удачен. Она как нельзя больше подходила Стёпе: крупная фигура, мужественное лицо, точные движения… Помнится, как долго мы работали с ним над каждым жестом, как искали наиболее выразительные жесты к фразе «погребён остывающий гром…» И ведь нашли-таки! И это было отмечено даже членами жюри зонального смотра, где Степан стал лауреатом. Он сумел передать накал потрясающе пронзительных, скорбных слов этой песни настолько, что у многих в зале были слезы на глазах.
Не знаю, смог бы стать Стёпа таким талантливым исполнителем песен, если бы рядом не было Лены, его жены. Её настойчивость и убежденность, что Стёпе место на сцене, и даже просто контроль за его посещениями репетиций – всё это помогло Степану работать над собой много и требовательно, и одновременно учиться в вечерней школе, которую он успешно закончил. Помогло и то, что школа находилась в том же здании, что и клуб. Зачастую у Стёпы был трудный выбор: на урок идти или на репетицию. Как правило, если его не было в классе, учителя знали, что он пришёл, но сейчас репетирует новую песню, готовится к смотру или концерту. Преподаватели понимали, что художественное слово тоже необходимо для развития глухих, знали – Стёпа догонит своих одноклассников.
Рустам Файзрахманов, участник ансамбля жестовой песни:
Супруги Волжевы были моими наставниками. При них я «вырос» на сцене, стал популярным… Со Степаном работалось легко, у него не было звездной болезни. Он, наоборот, был рад, когда на сцену выходили молодые артисты. Степан пел песни на военную тему, а я те песни, которые пел мой кумир Олег Газманов. В составе художественной самодеятельности вместе с Волжевыми мы объехали весь Пермский край. Были не только в Москве, но и во всех регионах России. Как и Степан, жизнь без песен, без сцены я вижу бессмысленной. Уже год, как его нет в живых, но я чувствую, его душа осталась со мной, слилась с моей. Я теперь пою за нас двоих. Верю, глядя с небес на землю, Степан, радуется моим успехам».
Полина Гладких, организатор досуга ПРО ВОГ:
Степан был безотказным, мог вжиться в любую роль в любой мини-сцене, даже сыграть Деда Мороза. Бывало, пошлёшь ему СМС: «Степан, выручай!» Он приедет с рюкзаком прямо с дачи, пропахший ветрами, дымом, прорепетирует свою роль и уедет обратно…»
Участие в сценке к Дню Победы, 2013 год
Светлана Лыскова, переводчик:
Степан Семёнович был красив внешней и внутренней красотой, был человеком с юмором, интересным в общении, очень творческим. Таким он мне запомнился. Вечная ему память!
***
По словам специалистов ВОГ по социальной работе Татьяны Елиной и Михаила Чернопенова, Степан Волжев всегда здоровался со всеми, интересовался общественными и личными делами всех сотрудников ВОГ, приглашал всех к себе на дачу к реке Каме – порыбачить, искупаться, позагорать, поесть шашлыка. Это был не только замечательный артист, но и простой, душевный человек.
Степан Семёнович работал механиком на заводе ОАО ПАО «Инкар», который в 2011 году был переименован в ОАО «Стар». Хорошо работал, денег на хлеб хватало и даже с избытком. Но не хлебом единым был жив человек. Главными для него были сцена, песни. Я не побоюсь громких фраз, – всей душой и всем сердцем Волжев был патриотом России!.. В его песнях было всё: свет, солнце, любовь к Женщине, к Родине. Его «голос» был как колокол, как набат. Когда он начинал петь о войне, в нём включалась болевая точка. Пел он не просто так, а с чувством, с болью, с гневом, с надрывом, так что вздувались вены на его висках. Творческому коллективу жестовой песни «Поющие руки», сцене Волжев был верен до конца. И наградой ему за эту верность были не только знак ЦП ВОГ «За выдающиеся заслуги в области культуры и искусства», но и любовь, и признание зрителей.
В последнее время Степану Волжеву не раз приходилось лежать в больнице. Когда человек тяжело болен, меняются его приоритеты. После хирургического лечения появляется вера в выздоровление. Радость возвращения к жизни придаёт его делам ещё большую осмысленность, песням – иное звучание. В его делах, поступках появляются новизна и лиризм. Так было и со Степаном. В теплое время года для них с его женой Еленой райским уголком была дача. Там он находил отдушину от невеселых дум, от мегаполиса. На всех мероприятиях и на сцене Степан в шортах и бейсболке вместе с Еленой пел песенку «Весело живём»:
Хорошо на даче летом, о–ё–ёй.
Пахнет скошенной травой, о–ё–ёй.
Шашлычков нажарим, водочки нальём.
Весело, весело, весело живём.
Весело, весело, весело живём.
Последнее выступление с песней про дачу, 2013 год
Весёлая песенка ввела всех в заблуждение. Волжев реже стал ходить в клуб общения? Он все меньше и меньше поёт? Ну и что? На даче он, понимаете, на даче! И всё у него хорошо! А Степан Семёнович между тем начал таять на глазах, уже не мог долго стоять и сидеть. Но, по-прежнему, много курил. Это было началом его конца.
«Степану плохо!..» – прилетела смс-ка Гладких Полине в середине марта от одной почитательницы таланта артиста. Когда Полина и Рустам вечером после работы приехали навестить Волжевых, увидели полуживого Степана. Это стало для них шоком.
– Бросай курить! – пожурила Полина Волжева.
– Брошу! – через силу улыбнулся Степан, – ребята, ждите меня, я скоро вернусь!.. И обессиленный, лег в постель.
Когда Полина и Рустам напоследок обнимали Степана, ехали по городу на маршрутке и расходились по домам, никто из них не проронил ни слова, их душили слезы…
Сердце Степана Семёновича остановилось 23 марта 2014 года. В день похорон в Большом ритуальном зале на ул. Старцева было много людей, на Северном кладбище их было ещё больше. Все пришли отдать дань любви и уважения родному человеку, другу, любимому артисту…
***
Степану Волжеву посвящается:
Вот и всё… Время так быстротечно,
Окончен твой путь.
Не допев песню,
Упал ты на руки весне,
Запыхавшись с разбега.
Прости нас когда-нибудь,
Что понесли тебя в Вечность,
В голубые снега…
(верлибр Нины Зубовой, 2015)
Уже год, как среди нас нет нашего Соловья. По-прежнему засыпает и просыпается наш город, который помнит его шаги. Бурлит людской поток, в часы пик медленно движется автотранспорт по всем направлениям. Прошло неурожайное и холодное лето 2014 года. Проплакали затяжные дожди, выпал ранний снег. Прошла зима с колючими метелями, от которых любому из нас было неуютно. В Пермском крае началось таяние снегов, пришла шальная весна… В этом мире, среди нас живёт вдова Степана – Елена Волжева. Как ей теперь живётся?.. Как и все мы, она скучает без него, её грусть светла…
Нина Зубова,
Пермь
ВОГинфо.ру