Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Радостные встречи

Своим опытом работы в школе глухих делится бывший воспитатель

Мне очень нравится наша с «детьми» маленькая традиция – во время каникул собираться хотя бы разок и вместе хорошо проводить время. В течение этих январских каникул у меня было несколько встреч с моими ребятами из школы глухих, в которой я когда-то работала. Мы ходили кататься на коньках, сидели в кафе и общались, вспоминая былые времена…

В 2005 году я пришла работать в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат I,II вида № 37 города Новосибирска после прохождения там же преддипломной практики от педагогического колледжа, который к тому времени закончила. В школу меня приняли в качестве воспитателя и назначили под мою опеку ребят третьих классов.

Первые мои ощущения – это полет, радость от интересной работы, которая мне, безусловно, подходила, ведь я люблю глухих и очень люблю детей! Но были и некоторые трудности, к которым дома меня, предупреждая, подготавливал мой папа, сам выпускник этой самой школы. Он рассказывал случаи из своего школьного детства, как ребята пытались провести своих воспитателей, подшучивали над ними, дабы проверить «на прочность». Так что я была во всеоружии, старалась грамотно выходить из разных ситуаций, где-то быть более внимательной, а где-то делать вид, что не заметила каких-то шалостей.

Помню, как-то по первости пыталась привлечь внимание ребят, чтобы начать одно из воспитательских занятий. Это было сложнее, чем привлечь большее количество слышащих детей в пионерском лагере (такой опыт у меня к тому времени тоже имелся). Посажу одного за парту, начинаю ловить второго, третьего… поворачиваюсь, а первых уже нет, они как тараканы расползлись по классу, занимаясь каждый своим делом. Тогда я просто села за учительский стол и стала ждать… Тут кто-то из ребят это заметил, позвал остальных, и все как-то расселись по местам. Интересно! По моим наблюдениям, на ребят действовали в основном нестандартные манипуляции. Неожиданно приходили в голову разные способы привлечения внимания, например, необычный предмет или яркая игрушка, сброшенная на пол вещь, и даже – залезание под стол…

А однажды я заметила, что дети в классе не умели делиться тем, что у них есть. Принесет кто-то из ребят что-то вкусненькое, достанет и ест при всех, да так аппетитно! И не предлагает поделиться… Тогда я решила принять меры: купила конфет, принесла в класс – и давай угощать ребят. Вы бы видели их круглые-прекруглые глаза и вопрос, мол зачем?! Тут я давай объяснять, что у меня есть много конфет и не жалко поделиться с ними… И вообще, когда есть возможность, нужно делиться с людьми, не стоит жадничать, или лучше вовсе не приносить сладости. Знаете, сработало! Дети стали щедрее что ли. 

В общем, мы все-таки подружились! Было много воспитательных моментов, экскурсий, спортивных игр, игр на взаимодействие и личного общения.

Помню еще, только зайду с улицы в школу, бегут ребятишки разных классов и спрашивают, мол «зал будет»? Дело в том, что я люблю спорт, и каждый вечер перед ужином брала ключик от спортзала, запускала детей и играла с ними в разные игры (подвижные, спортивные). И так – 4 года…

Потом мне предложили работу учителя начальных классов, но, к сожалению, быть учителем это особое призвание, которого у меня нет. Я получала больше удовлетворения от моей воспитательской работы и занятий жестовым пением. Этот кружок я вела с 2009 года.

Пять лет я занималась с детьми жестовым пением, для меня это было новое неведомое направление… С чего начинать? Как построить методику? С какими детьми начать работу? Как их заинтересовать? Много было вопросов… Потом я решила не ломать голову, а просто начать занятия и решать вопросы по мере их поступления. Сначала я выбирала песни по тематике предстоящих праздников. Вместе с ребятами мы разбирали их смысл, учили тексты, жесты. Потом уже дети сами стали предлагать песни. Мы выступали сначала на школьных концертах, потом уже на городских и внегородских фестивалях. Школьный кружок жестового пения был всегда открыт для всех. Те дети, кто в нем состоял, репетировали, а остальные могли прийти и просто послушать, посмотреть. Благодаря этому даже стеснительные детки могли к определенному времени созреть для участия. Иногда я просто включала громко музыку, мы с детьми начинали танцевать или играть в различные игры, фотографироваться… Это позволяло ребятам просто расслабиться и весело провести время.

Я так радовалась успехам своих ребят, их желанию и стремлению показать своим друзьям, учителям и родителям, чему они научились, какими они стали. Действительно, у многих прогресс был налицо: уходило стеснение, расширялся словарный запас, в движениях появлялась пластичность и красота.

Время шло, дети росли, взрослели, выпускались. Год назад и я ушла из школы. Но так радостно видеть, как складывается жизнь у «детей», которые оставили свой след в моей жизни. Сейчас у кого-то уже свои семьи, кто-то учится в колледжах и вузах, а кто-то доучивается последние годы в школе. Есть даже ребята, которые достигают больших успехов в спорте. Очень приятно, что многие не забывают, поздравляют с праздниками, интересуются текущими делами, настроением, приглашают на встречи…

Вот как в последние выходные. Меня пригласили вечерком покататься на коньках. Был сильный снегопад, и я подумала, что это не совсем подходящее время для катка. Но все же пошла: ведь не важно как, важно – с кем. И получилось так, что мы провели чудесный вечер на катке! Были и веселые падения, снежки и валяние в сугробах, горячий чай и море улыбок!

Все дети прекрасно чувствуют людей и их отношение к себе, и особенно глухим ребятишкам зачастую не хватает любви, внимания и поддержки. Я стараюсь в первую очередь дарить им тепло и любовь, потом уже передаю знания и навыки, которыми владею. Дети отвечают нежностью, успехами и это очень приятно. Работа с детьми – это особое благословение, и слава Богу, что моя жизнь часто связана с ними. 

Светлана Елфимова,
Новосибирск

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий