Мнение специального психолога об использовании ЖЯ в обучении детей
Мама приводит своего глухого сына ко мне, специальному психологу, и заявляет проблему: «Он совсем меня не слушается, ничего не хочет понимать, ведет себя агрессивно, я устала бороться с ним»…
– А как Вы с ним разговариваете? – спрашиваю я.
– Голосом, жестами…
– Вы владеете жестовым языком?
– Нет…
– Как же он должен Вас понять?
– Он ДОЛЖЕН читать по губам… и вообще он все понимает, только делает вид, что не понимает, – разводит руками мать.
Вам показался абсурдным такой диалог? А я за многолетнюю практику встречаю таких родителей регулярно. Удивительно, но факт – наши люди просто боятся жестов! Мотивируют это примерно так: «Пусть сначала научится говорить голосом, а потом жестами», что для меня звучит как фраза из анекдота: «Научатся плавать – так мы им и воду в бассейн нальем!»
Родители боятся, что ребенок станет чистым «жестовиком» и не сможет с ними общаться. Самим же учить жестовый язык – лень. Да-да! Именно лень – ведь когда речь идет о развитии и счастье ребенка, не может и не должно быть никаких отговорок.
Сайт ВОГинфо.ру читают глухие и слабослышащие люди не только нашей области (Челябинской), но и по всей России, и я очень прошу Вас, дорогие читатели – покажите этот материал своим слышащим близким. И, возможно, они захотят разрушить «стеклянную стену» между нами – миром глухих и миром слышащих.
Немного о себе
Я с детства мечтала быть душевным доктором, что это за профессия такая, я, конечно же, не знала, но качества присущие ремеслу этого самого «душевного доктора» я ясно видела – это доброта и честность, полезность людям и некая лечебная магия. А когда настало время обучаться «лечебной магии», я долго металась – между педагогикой, психологией и медициной. Выбор был сложный, и я нашла нечто среднее – науку о душе, психике, мозге и воспитании – специальную психологию. С тех пор я в течении 10 лет непрерывно учусь и уже могу честно сказать, что можно помочь любому ребенку, если с любовью его учить и стараться понять.
Я работаю с разными детьми, но с особенной нежностью я отношусь к неслышащим, потому что знаю и люблю жестовый язык и понимаю особенности людей с нарушением слуха.
Несколько лет назад я из окна трамвая увидела двух молодых людей, которые разговаривали руками. Меня заворожило это зрелище, я видела, что они ярко показывают эмоции лицами, что некоторые жесты очень сложны, некоторые очень красивые и все очень живые. Уже через несколько дней я была на пороге Челябинского ВОГа, где познакомилась с замечательными людьми, которым я очень благодарна за терпение и поддержку. Приняли меня сразу очень тепло – глухие люди добры к тем, кто учится говорить с ними на одном языке.
Я несколько лет жила в Стране глухих – училась жестовому языку в Павловске, делала газету «Жизнь глухих» (газета Челябинского РО ВОГ) и учила глухих детей говорить голосом. Я стала проводником между слышащим миром и миром глухих, а потом научилась разбивать эти стеклянные стены между ними. Если у вас есть близкие с нарушением слуха, обязательно приводите – научу говорить голосом и жестами, а главное принимать и любить себя таким, каков есть.
Если в семье слышащих родителей рождается ребенок с нарушением слуха
Родители паникуют и от того стараются ребенка вылечить: проходят многочисленные медицинские обследования, а когда они не дают утешения – посещают чародеев и целителей. О коррекционной педагогике вспоминают, как правило, когда ребенок уже старше трех лет. А к этому времени проблемы растут как снежный ком: ребенок растет в слуховой депривации и не умеет общаться с близкими, не говорит, имеет задержку в развитии и отклонения в поведении. А ведь развитие до трех лет самое важное в жизни! И этих проблем можно избежать, если с ребенком говорить на понятном ему языке – жестовом.
Я сторонница того, что для гармоничного развития ребенка с нарушением слуха необходимо использовать все возможности – жестовый язык, слуховые аппараты, КИ, коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, сурдопедагогом.
Жесты обогатят кругозор ребенка, помогут активно познавать окружающий мир, общаться с родными и близкими и чувствовать себя психологически комфортно. С помощью жестового языка ребенок сможет общаться даже раньше своих слышащих сверстников, потому что говорить руками проще и естественнее.
На данный момент большинство сурдопедагогов, воспитателей в коррекционных детских садах, педагогов в школах 1 и 2 видов не используют жесты и даже запрещают их. Для меня это дикость, которая попросту нарушает права детей.
Глухие дети в семьях глухих
Есть целые кланы, где несколько поколений подряд рождаются глухие дети, потом вырастают и создают новые семьи исключительно с неслышащими людьми. В таких семьях жить комфортно, а сценарий повторяется из поколения в поколение: специализированные садик, а потом школа – 1 или 2 вида, училище для глухих и работа на заводе, где в одном цехе могут трудиться дед, отец, брат и сын с одной фамилией. Это и есть мир глухих.
Глядя на такую семью сразу видно, что люди живут особняком и часто недоверчиво воспринимают всех слышащих. Это не эффективно и в современном мире пора использовать все возможности для развития. Искать пути решения проблем коммуникации. Не делить людей по слуху – слышащие, слабослышащие и глухие, а учиться дружить и взаимодействовать.
Для этого активисты ВОГ организуют курсы жестового языка, мероприятия, где можно пообщаться на жестах. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем, доверия будет больше, и в семьях, которые я описала выше, будут появляться слышащие и говорящие голосом и жестами новые люди.
Если в семье глухих родился слышащий ребенок
Казалось бы – Слава Богу! Будет ребенок посредником и помощником родителям. Но и тут есть «подводные камни», так как родители не слышат речь своего ребенка, а у него могут быть проблемы со звукопроизношением. Не нужно в этом винить жесты, которые используют дома, ведь сейчас большинство детей в обычных семьях имеют те или иные логопедические проблемы, поэтому родителям важно внимательно наблюдать за развитием ребенка и обращаться за помощью к слышащим близким или специалистам.
Дети переводчиков жестового языка
Переводчики жестового языка подтвердят, что их дети, с самого нежного возраста использующие жестовый язык и устную речь, прекрасно развиваются за счет ранних навыков общения, и имеют подвижное и более гибкое мышление относительно своих сверстников.
В заключение поделюсь личной радостью: моя полугодовалая дочка уже сказала свои первые слова жестами – «кушать» и «пить». Это так здорово! Жду новых слов и говорю с ней руками.
Жестам быть!
Евгения Короткова,
Челябинск
ВОГинфо.ру