Состоялось очередное заседание по образовательным стандартам с участием ВОГ
10 ноября 2014 года под председательством министра Дмитрия Ливанова состоялось заседание коллегии Минобрнауки России, в котором принял участие вице-президент ВОГ Станислав Иванов.
На повестку дня были вынесены такие вопросы, как современное состояние системы общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы мониторинга и межведомственной оценки результативности деятельности научных организаций; реализация программы модернизации имущественных комплексов высших учебных заведений.
Всероссийское общество глухих больше интересовал первый вопрос, который был подвергнут наиболее детальному обсуждению, поскольку затрагивает особую категорию граждан – детей с ограниченными возможностями здоровья.
Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов в настоящее время реализуется программа «Доступная среда», направленная, в первую очередь, на создание условий получения качественного и доступного образования данной категории обучающихся. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработан специальный образовательный стандарт. На его основе создаются четыре образовательные программы. Их содержание выстроено согласно принципиально новой логике, в которой каждая область образования включает 2 взаимодополняющих компонента – академической и «жизненной компетенции». Это позволяет учитывать особенности каждого обучающегося. Работа по утверждению федеральных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями завершится в декабре 2014 года. К этому времени будет также разработан и план его поэтапного внедрения стандартов.
По итогам заседания Рособрнадзору было поручено совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования обеспечить проведение в 2015 году государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, школьников, находящихся на длительном стационарном лечении в медицинских организациях с учетом особых потребностей и в условиях, не ухудшающих их функциональные возможности.
До мая 2015 года также должны быть готовы программы переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с такими детьми.
Региональным органам управления образованием, в свою очередь, коллегией было рекомендовано принять меры по разработке аналогичных программ на своем уровне, создать в образовательных организациях необходимые условия, в том числе для обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, сохранить и совершенствовать деятельность отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам (специальных (коррекционных) школ).
Напомним, что Всероссийское общество глухих постоянно выступало и продолжает выступать против стихийного объединения специальных (коррекционных) школ, которое, к сожалению, происходит в некоторых регионах, в том числе и в Москве.
Также Всероссийское общество глухих в течение года активно участвовало в обсуждении ФГОС начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Разработчикам ФГОСов постоянно указывалось на то, что в проектах документов, по которым планируется обучать глухих и слабослышащих детей в школах, совершенно отсутствуют упоминания о русском жестовом языке, его месте и роли в процессе обучения. По итогам обсуждений и по инициативе ВОГ в проект межведомственного комплексного плана мероприятий по реализации положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения прав на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2017 гг. включена научно-исследовательская работа (НИР) о месте и роли русского жестового языка в процессе обучения глухих детей на этапе начального общего образования. Результаты НИР затем будут учтены при внесении соответствующих изменений и дополнений во ФГОС.
ВОГинфо.ру