Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Обособиться нельзя объединиться

Родительское собрание в школе для слабослышащих детей в Москве

Вступление

Осень – начало учебного года. Первого сентября наши глухие и слабослышащие дети отправились учиться в свои школы. Впрочем, не все пошли в привычные нам «коррекционные школы для глухих и слабослышащих». Некоторые московские школы, которых мы знаем как №101, №22, №37 (НИИД), №52 и другие, вроде, уже не существуют под своими традиционными названиями. Всё дело в том, что в нашей стране взят курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особенности в развитии. И многие московские школы уже объединены с близлежащими массовыми школами и гимназиями «под одну вывеску». Всё новое очень настораживает, поэтому я как мать троих детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе для слабослышащих детей №30 им. К.А Микаэльяна, поспешила пойти вечером 24 сентября на общешкольное родительское собрание.

В актовом зале старого здания школы к назначенному часу собралось довольно много народу. Присутствовала администрация школы, а также педагоги, представители управляющего совета школы и рядовые родители, примерно половина из которых – глухие и слабослышащие родители. Для последних осуществлялся перевод всех выступлений на жестовый язык, что делало процесс участия неслышащих родителей в собрании комфортным.

Начало родительского собрания

В самом начале традиционно говорилось о привычных вещах. Завуч по учебной части Людмила Михайловна Дорофеева рассказала об итогах успеваемости за прошедший учебный год и об изменениях в проведении тестов и экзаменов. Далее родители порадовались за своих детей, просмотрев презентацию об активном участии учащихся «тридцатки» в различных окружных и городских конкурсах и фестивалях.

Затем слово взяла директор школы Любовь Ивановна Павлова, которую некоторые присутствовавшие родители знают ещё со своих школьных лет и очень уважают, как человека, работавшего в школе ещё при старом директоре К.А. Микаэльяне.

Любовь Ивановна рассказала о том, что с недавнего времени изменился порядок финансирования всех школ Москвы. В связи с этим необходимо экономить каждый рубль, чтобы дети получали всё, что им положено, а учителя – достойную зарплату. В частности, добиться уменьшения числа прогулов учащимися, чтобы неиспользованные ими обеды не оплачивались школой зря.

Далее было сказано о том, что школа сейчас осуществляет постепенный  переход на единый федеральный общеобразовательный стандарт, и учеба легче не станет. Л.И. Павлова напомнила, что родители несут ответственность за отъезды ребенка на какой-либо отдых в середине учебного года, за прогулы и невыполненные домашние задания. И именно родители, как равные участники процесса образования, должны быть, как никто другой, заинтересованы в успешной сдаче ребенком ЕГЭ для поступления в избранный ВУЗ. Ведь ни для кого не секрет, что именно выпускники школы №30 во все времена славились тем, что становились абитуриентами лучших ВУЗов города. Этой традиции – жить!

Некоторые изменения произошли в интернате. На сегодняшний день в школе обучается 236 детей. Число ночующих детей немного сократилось. В интернате теперь спят 87 детей, и 19 детей теперь уходят домой после ужина. Услуги интерната остаются бесплатными.

Есть изменения, связанные с кружками. Планируется введение платных дополнительных услуг, но механизм этих услуг пока неясен до конца и будет запущен чуть позднее. В школе закономерно закрылись спортивные секции, так как дети, как известно, серьезно занимаются спортом не в школе, а в различных спортсекциях при московских ДЮСШ.

Сейчас школа проходит процесс объединения с детским садом №1860 для детей с нарушением слуха, расположенным в нескольких шагах от здания школы. Это давно планируемое объединение должно успешно завершиться к концу осени.

Важное сообщение директора Л.И. Павловой

Затем прозвучало самое интересное за весь вечер: «Мы долго к этому шли. С середины августа администрация нашей школы присутствовала на четырех консультациях по этому вопросу. И сейчас пора сказать о том, что после получения нового устава школы и нашего детского сада, мы будем рассматривать возможность объединения нашей школы с гимназией им. М.В. Ломоносова (для слышащих детей), расположенной недалеко от станции м. «Сокольники» и являющейся одной из самых лучших школ в округе».

Далее директор объяснила родителям, что школа фактически станет структурным подразделением гимназии. Причина такого объединения в известной дороговизне специального коррекционного образования. То есть чем больше детей-инвалидов есть в школе, тем больше стоимость обучения этих детей. И это политика государства. Школа №30 сейчас располагается в нескольких зданиях, ей принадлежит огромная территория (детская площадка, цветники, спортивные площадки). При существующем финансировании она не сможет надлежащим образом обслуживать такие площади. Поэтому для школы есть резон объединяться, чтобы финансовое бремя также взяли на себя и другие образовательные учреждения. И тогда можно будет сделать, наконец, более качественный ремонт зданий и отдельных классов.

Но самый большой плюс в этой новости для нас состоит даже не в этом. А в том, что всё-таки в нашем случае речь идет не об инклюзии – нашу уникальную школу сейчас не должна «проглотить» никакая другая школа! – а в том, что наши дети не останутся сидеть под собственным колпаком, как парниковый цветок в теплице, а будут иметь возможность больше общаться со слышащими детьми, будут еще чаще участвовать в олимпиадах, интеллектуальных играх, марафонах, походах. Объединение с гимназией даст плюсы не только для наших детей, но и для педагогов школы. Учителям есть чему поучиться у специалистов гимназии, а им, между прочим, есть чему поучиться и у педагогов «тридцатки», например, уважению к лицам с инвалидностью.

Вопросы родителей

Это предложение директора школы вызвало бурную реакцию зала. Родители один за другим поднимались с мест и задавали вопросы:

На каких условиях произойдет слияние школ?

Каков будет педагогический состав?

Какова будет наполняемость классов?

Останутся ли дефектологи?

Сохраним ли интернат?

Где будет располагаться администрация школы?

Ожидаются ли сокращения среди педагогов и служащих в нашей школе? Особенно волнует судьба глухих и слабослышащих сотрудников школы. Не окажутся ли они «за бортом»?

Какова будет образовательная программа?

Каковы будут условия проведения итоговой аттестации?

Какой документ об образовании получат дети по окончании школы? Чья печать будет стоять там?

Как будут обстоять дела с дополнительным образованием?

На все эти вопросы директор школы дала разъяснения. Итак, интернат постараемся в любом случае сохранить. Дефектологи и другие ценные специалисты, разумеется, останутся в штате. Массовых увольнений сотрудников-инвалидов не предвидится, ведь по закону бездумное сокращение нежелательно ни в одной организации в нашей стране.

Классы будут укрупнять, это неизбежно, но в разумных пределах. Вспомним, что во времена СССР количество учащихся в классах достигало 16-17 человек. Сейчас, скорее всего, предел установят на количестве 8-12 человек в классе.

Выпускные экзамены, как в традиционной форме, так и ЕГЭ, наши дети по справкам МСЭ по-прежнему смогут сдавать в смягчающем режиме (дополнительное время на экзамене до полутора часа и предоставление услуг переводчика жестового языка). Самое главное для нас: остаться в системе Министерства образования и науки, не перейти «в собес», то есть в подчинение Министерства труда и социальной защиты! Самое главное, что мы сделаем при объединении: сохраним школу, то есть ее традиции, методические разработки и педагогический коллектив! И мы будем продолжать преподавать детям по своему адаптированному учебному плану. Это все важные моменты.

Выступление юриста М.Б. Ларионова

Коррекционные образовательные учреждения – это специально созданные, с учётом всех потребностей детей с особыми возможностями здоровья. Обучение, воспитание, лечение в таких учреждениях способствуют их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Если школа №30, которую закончил я и мой отец, а также многие из присутствующих сегодня в зале неслышащих родителей, согласится на инклюзию в том виде, в котором ее пропагандируют и навязывают всем – будет беда. Сейчас родители слышат только то, что дети будут учиться при гимназии им. Ломоносова – в которой, кстати, нет никаких специальных условий для наших детей – и родители видят только аттестат престижной гимназии в перспективе. А о том, что сможет ли их ребенок вообще доучиться и получить заветный документ в таком объединенном учебном заведении, не думают. Дети-инвалиды, вообще, не материал для непродуманных экспериментов, тем более глухие и слабослышащие. Поэтому, школа №30 не должна соглашаться ни на какие объединения, пока не будут получены ГАРАНТИИ того, что все плюсы, которые были в нашей школе и  есть пока сейчас, БУДУТ СОХРАНЕНЫ. Школа №30, если я не ошибаюсь, осталась последней из всех московских коррекционных школ I и II видов, которая не подверглась объединению. Пока что. Те школы, которые недавно объединились с массовыми, как известно, не совсем довольны тем, что сейчас в них происходит. В одной из школ уволили 5-6 глухих учителей, в других школах тоже идут сокращения. В третьей школе теперь нет дефектологов, слуховой работой занимаются учителя-предметники по совместительству. Есть реальные сомнения в эффективности таких объединений с участием наших школ. Возможно процесс, рано или поздно, пойдет в обратную сторону. Поэтому я предлагаю, пока сейчас есть время на уточнение всех сторон проекта, нужно непременно добиться гарантий от Департамента образования г. Москвы для нашей школы №30. Как бы нам не выбрать кота в мешке! А ведь могут пострадать наши дети!

Итог собрания

Директор школы и родители выразили согласие с предложением М.Б. Ларионова. Зал одобрительно шумел еще долгое время. Все сошлись во мнении, что поспешных выводов сейчас делать ни в коем случае нельзя. Собрание завершилось на том, что администрация школы взяла на себя ответственность выяснить все детали предстоящего объединения с гимназией, возможно, пригласит на заседание управляющего совета школы №30 представителей администрации гимназии им. Ломоносова. И только затем снова будет созвано общешкольное родительское собрание для заключительного голосования на предмет слияния-неслияния школы с гимназией.

Расходились поздно. Было приятное ощущение единства: родители чувствовали, что администрация школы солидарна с ними. Многие родители говорили о том, что даже не подозревали, насколько серьезно стоит вопрос. Все говорили о том, что сейчас тот случай, когда необходимо тщательно взвесить всё – «за» и «против».

Вместо послесловия. Личное мнение автора статьи

Наша бедная Россия уже это проходила – «до основания разрушим, а затем..!» Неужели история ничему не учит…? Считаю, что на данный момент в России сложилась очень неплохая, целенаправленная, точнее направленная на результат система коррекционного образования и воспитания от детсада до выхода наших деток из школы! Эта система десятилетиями достигала успешных результатов в деле взращивания из наших детей – людей способных не только самостоятельно жить в мире слышащих, но даже достигать значительных успехов в профессиональных, культурных, спортивных, общественных сферах жизни страны. Многие выпускники школы Микаэльяна, обучавшиеся по традиционной схеме, до сих пор приносят ощутимую пользу нашему государству в своей профессиональной деятельности. И что? Надо это все сломать? А цель? Экономия средств!? Не смешите! Сэкономить на выплате заработной платы действительно честно зарабатывающим эту саму мизерную зарплату профессионалам? Сэкономить на неслышащих детях? Это, наверное, безнравственно!

Поэтому для меня, как выпускницы школы №30 им. К.А. Микаэльяна, как матери троих неслышащих детей-школьников и как педагога, сохранение родной школы – это вопрос очень важный. Да, со стороны слышащих людей, по мнению чиновников Министерства образования и педагогов массовых школ – обучение глухих и слабослышащих в отдельной школе, по особой системе, выглядит как некая резервация. Но и в СССР, и в дореволюционной России спецшкола создавалась как закрытое учебное заведение, где можно лучше накормить, выучить, одеть, воспитать, подготовить к десанту «в большую жизнь». Я согласна с мнением директора Института коррекционной педагогики РАО, профессора, доктора педагогических наук, академик РАО Николая Малофеева: «Если мы сейчас все это рушим, потому что завтра здесь будет «город-сад»… Что разрушим – верю, что будет «город-сад» – сомневаюсь. Давайте не начинать с бездумного разрушения!» Будем помнить старую, но очень мудрую пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

К тому же сегодня и в России, и в экономически развитых странах, и даже, к примеру, в Канаде, которая преуспела в инклюзии, уже есть контрдвижение родителей. Они говорят: «Да, право ходить туда мы получили, но там наши дети – увы! – не получают достойного образования, которое они могли бы получить в бывших наших школах!»

У меня такое предложение: не сливать школу №30 им. К.А. Микаэльяна с каким-либо другим образовательным учреждением, кроме нашего детсада. То есть пусть сейчас наша «тридцатка» в порядке эксперимента обособится, и, ни с кем не объединяясь, полностью сохранит автономию. Школу №30 им. К.А Микаэльяна нужно сохранить в таком виде, в каком она сейчас есть. Разумеется, при определенной финансовой поддержке Департамента образования г. Москвы, которое должно помнить, что финансовые государственные траты на сохранение школы №30 – это фактически долгосрочные вложения, которые окупятся с лихвой (микаэльяновцы никогда не подводили свою альма-матер).

Пусть школа станет базовым учреждением, в котором мы через несколько лет сможем провести диагностику успеваемости и уровня адаптации учащихся к обществу – для сравнения «тридцатки» со школами, уже подвергшимися объединению с массовыми. И для соответствующих выводов.

Людмила Жадан

Фото – Василий Скрипов

Добавить комментарий