Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Жесты и образование

Обзор секций второго дня конференции. Жестовый язык и образование

Для секции «Жестовый язык и образование» отвели банкетный зал, и поэтому она начала работу чуть позже других секций. Нужно было убрать помещение, сдвинуть столы, установить экран, ну и многое другое по мелочи. Но после вступительного слова Максима Ларионова, который был здесь ведущим, работа пошла очень динамично. Большинство докладов сопровождалось выводом информации – схем и основных положений докладчиков на экран.

Первой выступила Надежда Чаушьян с темой «Необходимость ранней помощи для глухих детей в РФ». Если для школьников есть апробированные программы, то дошкольное образование, особенно работа с глухими малышами до 3­х лет, во многом пущено на самотек. Необходимо замкнуть цепочку «раннее детство – детский сад – школа» за счет первого звена, отвечающего за становление мышления ребенка. Именно на этом этапе нужно начинать учить малыша ЖЯ. Докладчица считает, что необходимы Центры раннего развития, где малыши до 3­х лет могли бы общаться на ЖЯ. И, конечно необходимо начать подготовку специалистов со знанием ЖЯ, включая переводчиков, для работы в детских садах и указанных Центрах, в том числе для посещения семей с глухим ребенком на дому.

Интересным получился доклад у Антонины Шиховой, педагога из 65­й московской школы, работающей с детьми со сложной структурой дефекта, в том числе с аутистами. Она на конкретных примерах (с демонстрацией видеофрагментов) показала, как у таких детей формируются практические навыки общения на ЖЯ. Знание жестового языка, большая свобода общения способствуют в дальнейшем и развитию словесной и письменной речи. Все обучение ведется по авторской методике, рассчитанной на несколько лет работы с детьми.

Владимир Мелеховец


Доклады белорусских сурдопедагогов Ирины Русакович и Владимира Мелеховца были сделаны как бы в одной связке. В своем выступлении И. Русакович, доцент кафедры сурдопедагогики БГУ им. М. Танка рассматривала вопросы изучения ЖЯ в спецшколах. Прослежена связка: законодательная база – практическая реализация. Так в Кодексе Республики Беларусь об образовании определена роль ЖЯ как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей наряду со словесным языком. И в учебный план спецшкол введены предметы «Развитие жестовой речи», а для старшеклассников курс «Жестовый язык». Программы изучения ЖЯ включают два блока: лингвистический (изучение лексики и грамматики) и коммуникационный (изучение речевых ситуаций). В докладе также сформулированы требования к учителям ЖЯ. В. Мелеховец более подробно рассказал о ЖЯ в системе среднего образования глухих в Беларуси, основываясь на своем многолетнем опыте. Он был основным педагогом Республиканской экспериментальной площадки Министерства образования РБ по теме «Апробация учебно­методического и учебно­программного обеспечения обучения жестовому языку учащихся с нарушением слуха» с 2007/2008 уч. г. по 2011/2012 уч. г. по внедрению жестового языка. После успешного завершения эксперимента ЖЯ был официально включён в государственный стандарт как один из предметов в специальных общеобразовательных учреждениях страны. Кроме этого, сейчас он работает над курсом по истории глухих, в рамках программы по жестовому языку. Отметим, что в основе этой программы – авторская программа Г. Зайцевой и Т. Давиденко, которая внедрялась в Беларуси с помощью Л. Димскис.

Эти два доклада настолько понравились Максиму Ларионову, что он предложил подумать, как организовать обмен опытом педагогов Беларуси и России.

Группа выступлений была посвящена особенностям применения ЖЯ при получении глухими высшего образования, а также организации учебного процесса в ряде вузов. Заведующая кафедрой «Социальная работа» Донского ГТУ Наталья Басова рассказала об инклюзивном обучении неслышащих студентов.

Свой доклад доцент Ирина Соловьева посвятила роли сурдоперевода в непрерывном образовании глухих как для средних специальных, так и для высших учебных заведений.

Директор Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Геннадий Птушкин рассказал, как организовано обучение более 200 неслышащих студентов в НГТУ. В текущем учебном году Институт социальной реабилитации при университете получил новый учебно­лабораторный корпус, в котором обеспечены условия доступной среды обучающимся.

Замдиректора по учебной работе ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Вячеслав Крикун в своем докладе также уделил внимание организации доступной среды для неслышащих студентов и особенностям использования ЖЯ при обучениии в бауманском университете.

Инна Русакович и Анатолий Никитин


А вот получить высшее образование глухому человеку в Беларуси непросто. Об этом рассказал Анатолий Никитин, посвятив свое выступление организации дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники.

Были сделаны и другие интересные доклады. Важно отметить, что работа секции охватила широкий аспект вопросов, связанных с образованием глухих, начиная с дошкольной подготовки до получения высшего образования.

Текст – Ярослав Пичугин

Фото – Владимир Чернявский, Ярослав Пичугин

Опубликовано в ВЕС №6

Добавить комментарий