Обзор секций второго дня конференции. Жестовый язык и образование
Для секции «Жестовый язык и образование» отвели банкетный зал, и поэтому она начала работу чуть позже других секций. Нужно было убрать помещение, сдвинуть столы, установить экран, ну и многое другое по мелочи. Но после вступительного слова Максима Ларионова, который был здесь ведущим, работа пошла очень динамично. Большинство докладов сопровождалось выводом информации – схем и основных положений докладчиков на экран.
Первой выступила Надежда Чаушьян с темой «Необходимость ранней помощи для глухих детей в РФ». Если для школьников есть апробированные программы, то дошкольное образование, особенно работа с глухими малышами до 3х лет, во многом пущено на самотек. Необходимо замкнуть цепочку «раннее детство – детский сад – школа» за счет первого звена, отвечающего за становление мышления ребенка. Именно на этом этапе нужно начинать учить малыша ЖЯ. Докладчица считает, что необходимы Центры раннего развития, где малыши до 3х лет могли бы общаться на ЖЯ. И, конечно необходимо начать подготовку специалистов со знанием ЖЯ, включая переводчиков, для работы в детских садах и указанных Центрах, в том числе для посещения семей с глухим ребенком на дому.
Интересным получился доклад у Антонины Шиховой, педагога из 65й московской школы, работающей с детьми со сложной структурой дефекта, в том числе с аутистами. Она на конкретных примерах (с демонстрацией видеофрагментов) показала, как у таких детей формируются практические навыки общения на ЖЯ. Знание жестового языка, большая свобода общения способствуют в дальнейшем и развитию словесной и письменной речи. Все обучение ведется по авторской методике, рассчитанной на несколько лет работы с детьми.
Владимир Мелеховец
Доклады белорусских сурдопедагогов Ирины Русакович и Владимира Мелеховца были сделаны как бы в одной связке. В своем выступлении И. Русакович, доцент кафедры сурдопедагогики БГУ им. М. Танка рассматривала вопросы изучения ЖЯ в спецшколах. Прослежена связка: законодательная база – практическая реализация. Так в Кодексе Республики Беларусь об образовании определена роль ЖЯ как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей наряду со словесным языком. И в учебный план спецшкол введены предметы «Развитие жестовой речи», а для старшеклассников курс «Жестовый язык». Программы изучения ЖЯ включают два блока: лингвистический (изучение лексики и грамматики) и коммуникационный (изучение речевых ситуаций). В докладе также сформулированы требования к учителям ЖЯ. В. Мелеховец более подробно рассказал о ЖЯ в системе среднего образования глухих в Беларуси, основываясь на своем многолетнем опыте. Он был основным педагогом Республиканской экспериментальной площадки Министерства образования РБ по теме «Апробация учебнометодического и учебнопрограммного обеспечения обучения жестовому языку учащихся с нарушением слуха» с 2007/2008 уч. г. по 2011/2012 уч. г. по внедрению жестового языка. После успешного завершения эксперимента ЖЯ был официально включён в государственный стандарт как один из предметов в специальных общеобразовательных учреждениях страны. Кроме этого, сейчас он работает над курсом по истории глухих, в рамках программы по жестовому языку. Отметим, что в основе этой программы – авторская программа Г. Зайцевой и Т. Давиденко, которая внедрялась в Беларуси с помощью Л. Димскис.
Эти два доклада настолько понравились Максиму Ларионову, что он предложил подумать, как организовать обмен опытом педагогов Беларуси и России.
Группа выступлений была посвящена особенностям применения ЖЯ при получении глухими высшего образования, а также организации учебного процесса в ряде вузов. Заведующая кафедрой «Социальная работа» Донского ГТУ Наталья Басова рассказала об инклюзивном обучении неслышащих студентов.
Свой доклад доцент Ирина Соловьева посвятила роли сурдоперевода в непрерывном образовании глухих как для средних специальных, так и для высших учебных заведений.
Директор Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Геннадий Птушкин рассказал, как организовано обучение более 200 неслышащих студентов в НГТУ. В текущем учебном году Институт социальной реабилитации при университете получил новый учебнолабораторный корпус, в котором обеспечены условия доступной среды обучающимся.
Замдиректора по учебной работе ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана Вячеслав Крикун в своем докладе также уделил внимание организации доступной среды для неслышащих студентов и особенностям использования ЖЯ при обучениии в бауманском университете.
Инна Русакович и Анатолий Никитин
А вот получить высшее образование глухому человеку в Беларуси непросто. Об этом рассказал Анатолий Никитин, посвятив свое выступление организации дистанционного обучения людей с ограниченными возможностями в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники.
Были сделаны и другие интересные доклады. Важно отметить, что работа секции охватила широкий аспект вопросов, связанных с образованием глухих, начиная с дошкольной подготовки до получения высшего образования.
Текст – Ярослав Пичугин
Фото – Владимир Чернявский, Ярослав Пичугин
Опубликовано в ВЕС №6