В Саранске вместо увеселительного мероприятия обсудили проблемы трудоустройства
Что такое ток-шоу? В переводе с английского — «разговорное представление». Разговаривать можно на улице, в метро, в магазине, на кухне, а можно и в клубе, особенно, если ты знаешь: в городе сейчас много гостей из других регионов!
В Саранске состоялось первенство и чемпионат России по плаванию и, как говорят официальные источники, в состязаниях принимали участие более 170 глухих и слабослышащих спортсменов из 23 регионов страны, которые соревновались в 50-метровом бассейне саранского Дворца водных видов спорта. Кстати, новый, великолепный Дворец вообще впервые гостеприимно открыл свои двери для спортсменов, и эта честь была оказана именно неслышащим пловцам, которые опробовали бассейн накануне предстоящего летом Чемпионата Европы…
Простите небольшое отступление, но именно из-за неслышащих гостей города и было запланировано на эти сроки ток-шоу с «говорящим» названием… Не все же проводить развлекательные мероприятия, как это было на недавнем Кубке России по легкой атлетике, когда в субботний вечер гости испытали свою эрудицию в «Поле чудес». На сей раз нам было очень любопытно узнать во время мероприятия: а как обстоят дела с трудоустройством глухих за пределами нашей Республики? Какова ситуация у нас — можно посмотреть в материале «Хотим работать или замкнутый круг…».
Скажу сразу, несмотря на то, что гости приехали аж из 23 регионов, практика подсказывала: хорошо будет, если придут даже из 5-7: и устали спортсмены, и последний день соревнований, для большинства из них — день отъезда. К сожалению, надежды наши не оправдались, и мы очень благодарны москвичам — единственной команде, которая нашла время побывать на ток-шоу «Хочу работать»! И… неожиданно гости сместили акценты голосования в другую сторону… Но обо всем по порядку.
Каждому входящему вручались две карточки, желтая и, условно говоря, «красная». В начале вечера ведущая ток-шоу, автор этих строк, объяснила: карточки помогут выразить свое согласие или протест. «Да» – желтая карточка, «нет» – красная. И началось…
У ведущей было достаточно много помощников: Ольга Жданкина на входе в зал «награждала» карточками, наш «сигнализатор», Василий Борисов, сидящий возле сцены с настольной лампой, который, в случае необходимости — слишком долгого монолога — должен был посигналить светом: пора и честь знать!.. Инна Проничкина и Евгения Долбунова вели фото и видеосъемку, «счетчики» Наиля Борисова и Елена Лагоша вели подсчет по цвету карточек, одна — считала желтые, другая красные. Но в основном считать не требовалось, главное было всем ВИДЕТЬ, чего больше: «да» или «нет». Основная задача была возложена на Марину Верховень и Светлану Белобровкину, которые должны были вести записи на сцене…
Сначала мы опробовали голосование на простейших вопросах, поинтересовались, сколько в зале гостей (кстати, их была «чертова дюжина», 13 человек), сколько мужчин, женщин, возраст присутствующих, у кого какой стаж, кто из неработающих получает пенсию мизерную — до 6 тысяч и т.д. И конечно же, кто работает, а кто — нет.
И сразу же вопрос: нравится ли вам работа?
И именно здесь и выявился визуальный парадокс, который поставил меня, не ожидавшей такого дружного, а главное — положительного — голосования гостей по обоим вопросам в тупик: все москвичи поднимали карточки только желтого цвета! Удивительно: все — работают и всем — работа их — нравится! И тут же мы узнали, в чем дело, гости объяснили нам: они — спортсмены и получают за это зарплату! И потому им не просто работа нравится, она им очень нравится, они влюблены в нее!..
Однако, жители Саранска были не столь единодушны в голосовании. И работают не все и работа многим не нравится… Свои мысли, как председатель Мордовского РО ВОГ я уже высказала в прошлом материале.
Чтобы доказать и самим себе и другим, тем же чиновникам, которые придумывают искусственные ограничения (медицинские рекомендации) для трудоустройства глухих, что мы реально осознаем, кем могут, а кем не могут работать глухие, мы использовали доску и маркеры. Сначала Светлана начала записывать доступные для глухих профессии и специальности. Вот так этот список выглядел в конце:
А здесь уже мы выразили наше мнение, кем глухие работать не смогли бы. Опять, записывали все, что предлагали…
Ну, мнение зала насчет второго списка было неоднозначным. Возражения были насчет парочки «певец-артист»: ведь среди наших — и артисты есть, в том числе и профессиональные, и певцы, пусть и только в субкультуре глухих, где очень ценится уникальный жанр глухих «Жестовая песня»… Если обслуживать группы глухих — профессиональный глухой экскурсовод даст куда больше информации, чем просто экскурсовод через переводчика, да еще, если этот экскурсовод не знает психологию глухих… Руководитель? В системе ВОГ — все понятно, в других общественных организациях… А бригадир — это же ведь тоже руководитель? В советское время они встречались отнюдь не редко… Дальнобойщик, тракторист, таксист… Есть, есть единицы. А уж как и что — у каждого свой путь. Депутат? Опять-таки, а почему нет?
Позвольте отступление. В 2000 году, будучи в США, в столице Миссисипи городе Джексоне, я побывала на экскурсии в местном Капитолии, нам не только позволили посидеть «на галерке», понаблюдать за заседанием депутатов, но в самый последний момент, узнав, что я не слышу, хотели организовать встречу с помощником губернатора штата по юридическим вопросам, которая была… глухой. Увы, только ее теснейший, расписанный за месяц график не позволил встретиться с нею. И очень жаль, что в Государственной Думе Российской Федерации нет представителя Всероссийского общества глухих, хотя и ВОИ и ВОС представлены там не по одному депутату. Вроде бы здоровые мы? Безусловно! Наша проблема в другом — крайнем ограничении доступа к информации и в общении. С техническим прогрессом наши возможности резко возросли, а глухой депутат в Госдуме, на мой взгляд — это решение огромного количества проблем глухих. Кто будет говорить о них вместо нас? Никто. Так и происходит. Все наши проблемы рассматриваются исключительно потому, что Президент ВОГ, его аппарат постоянно стучатся во все двери.. Потому так тяжело и идет сейчас пробивание любого законодательного акта, касающегося глухих, жестовый язык ли, или трудоустройство… На все нужны годы. Вывод: Глухой депутат в Госдуме — необходим. И точка.
…Укладчик асфальта — тоже не проблема, могут наши там работать. А говоря о водителе транспорта участники ток-шоу имели ввиду транспорт пассажирский…
И вот Марина стала записывать, а что, собственно говоря, мешает глухому найти работу? Почему нас не хотят брать? И получился вот такой список (пожалуйста, не обращайте внимание на грамматические ошибки):
Самым обидным для участников был пункт «говорят: у вас есть пенсия — вот и идите, хватит вам». Любой из глухих скажет человеку, который такое говорит: давай поменяемся, ты — мне, я — тебе. Ты мне — слух, а я тебе — пенсию…
На этом наше ток-шоу закончилось. Но тема — отнюдь не закрыта. Впереди суперсерьезное мероприятие – «круглый стол» по проблемам трудоустройства глухих в Государственном Собрании Республики Мордовия. Ждем…
Ольга Зубаровская