Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Новый статус, прежние проблемы

В Ижевске обсудили роль жестового языка в образовании глухих

Участники ижевской конференции


На минувшей неделе в столице Удмуртии – городе Ижевске, прошла конференция «Роль русского жестового языка в образовании глухих». Она не осталась без внимания широкой общественности. В её работе приняли участие более 100 человек, в том числе руководители и специалисты органов государственной власти и местного самоуправления, представители научного и педагогического сообщества, активисты Общества, родители глухих детей. Аппарат ВОГ представляли вице-президент Станислав Иванов и начальник отдела социальных программ и проектов ВОГ Максим Ларионов.

Главной темой нынешнего мероприятия стала проблема определения роли жестового языка в образовании глухих детей, которая с особой силой зазвучала после ратификации Россией Конвенции ООН о правах инвалидов и подписания президентом РФ Закона о повышении статуса русского жестового языка в конце 2012 года.

Удмуртия в текущем году в очередной раз организовала мероприятие федерального значения – по широте поставленных вопросов, охвату участников и заинтересованных лиц. В марте здесь, напомним, прошла Первая Всероссийская зимняя спартакиада инвалидов, собравшая более тысячи молодых спортсменов из 35 субъектов Российской Федерации – от Камчатского края до Ленинградской области. Наверное, и на этот раз Ижевск не случайно был выбран местом проведения представительного мероприятия. По словам начальника Управления образования Администрации Ижевска Светланы Петровой, образовательная сфера Удмуртской Республики развивается очень динамично, регион находится на первом месте в России по строительству новых школ и детских садов; если в целом по стране в текущем году было введено в строй 110 новых школ, то каждая десятая построена именно в Удмуртии.

Участники конференции считают, что сегодня государство находится в курсе проблем глухих. В частности, удмуртские власти ежегодно выделяют средства на субтитрирование и сурдоперевод телевизионных программ и передач, организуют курсы обучения переводчиков жестового языка. Как отметила Светлана Петрова, важной задачей является получение качественного доступного профобразования глухими молодыми людьми. Профильным министерствам и ведомствам даны рекомендации расширить список образовательных учреждений, в которых инвалиды по слуху могли бы продолжить образование. А это является «больной» темой во многих регионах страны. Председатель Удмуртского РО ВОГ Валерий Крылов выделил эту проблему особо:

– Отмечается тенденция падения грамотности и качества подготовки выпускников специальных образовательных учреждений. Конечно, может показаться, что в контексте общего снижения образовательного уровня закончивших школу молодых людей в России, эта проблема не так заметна. Но это на первый взгляд. Когда к нам после окончания школы приходят глухие ребята, чтобы решить свои социальные вопросы, прежде всего связанные с трудоустройством, мы видим, что зачастую многие из них не могут написать простое заявление о приёме на работу, грамотно сформулировать свои мысли и перенести их на бумагу. Для них это большая сложность.

Выступает председатель Удмуртского регионального отделения ВОГ Валерий Крылов


Станислав Иванов основную причину этого видит в нехватке квалифицированных преподавательских кадров, которые могли бы наладить полное взаимопонимание с учащимися посредством родного для них русского жестового языка. Вице-президент ВОГ рассказал о роли ВОГ в разработке закона о жестовом языке, напомнил собравшимся о том, как долгое время в обществе у глухих формировали брезгливое отношение к их же языку, воспитывая таким образом у них чувство неполноценности, пытались их «перековать» в слышащих людей. И до сих пор в обществе XXI века наблюдаются пережитки тех времен.

Вице-президент ВОГ Станислав Иванов


По словам главного специалиста Института коррекционной педагогики Российской академии образования Дианы Роснач, этому способствует негативное отношение многих слышащих родителей, имеющих ребенка с нарушением слуха, к жестовому языку. Как отмечает эксперт, некоторые родители даже запрещают своим «интегрированным» (обучающимся в массовых школах) детям иметь неслышащих друзей из специальных садов и школ, а в общественных местах и транспорте отворачивают своих детей или закрывают им ладонью глаза, когда видят глухих людей, общающихся жестами. Вот и приходится таким детям, чуть повзрослев, самостоятельно искать информацию о жестовом языке. При этом Диана Роснач отметила, что в современном обществе возможности обучения неслышащих детей чрезвычайно широки: «от тьютора до сурдопереводчика в массовой школе и до обучения по самым разных учебникам». Педагогическое сообщество отходит от однобоких оценок нынешней коммуникативно-деятельностной системы обучения языку. Важно, что обучение жестовому языку становится неотъемлемой частью проекта специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с нарушенным слухом.

Представитель Института коррекционной педагогики РАО Диана Роснач


По словам Максима Ларионова, изменения в российском законодательстве коснулись не только статуса языка, но и положения переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков). Впервые эти профессии появились на уровне федерального закона, в котором прописано, что они должны иметь соответствующее образование и квалификацию. Новеллой законодательства является и обеспечение их подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет бюджетных средств, чего не было раньше. Указанная норма позволяет осуществлять подготовку и переподготовку переводчиков РЖЯ на базе среднего и высшего профессионального образования.

– Наверное, мало кто заметил, что в новом законе «Об образовании в Российской Федерации», по предложению ВОГ в ст.71 введена норма, гарантирующая инвалидам с детства квоту при поступлении в высшее учебное заведение профессионального образования. Раньше категории «инвалид с детства» в указанном законе не было. Сейчас эта несправедливость устранена, и статус «инвалид с детства», который, как правило, есть у взрослых инвалидов по слуху, дает им право поступать в вуз на льготной основе. Тем самым повышается доступность высших учебных заведений для многих инвалидов по слуху.

Особый интерес у участников вызвали доклады экспертов из Москвы: директора научно-методического Центра социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анны Комаровой, которая рассказала об использовании жестового языка в сфере образования через призму истории сурдопедагогики, и её заместителя Татьяны Давиденко, выступившей с докладом «Русский жестовый язык как предмет обучения в школе». Давиденко говорила о том, что хотя глухие дети свободно общаются на жестовом языке, они все равно должны изучать ЖЯ в школе, также как и слышащие дети на протяжении всех школьных лет изучают русский. Необходимо готовить глухих профессиональных педагогов РЖЯ.

Надежда Чаушьян, Елена Сильянова, Антонина Шихова – глухие преподаватели Московской школы №65, носители жестового языка, поделились своим педагогическим опытом. Доклад Надежды Алексеевны «После трех уже поздно…» никого не оставил равнодушным. Докладчик обратила внимание на серьезную проблему в образования глухих детей – отсутствие системы сопровождения семьи глухого ребенка от рождения до 3 лет, в период, когда мозг ребенка развивается наиболее активно. Елена Сильянова сделала обзор эксперимента по билингвистическому обучению детей, когда в процессе обучения наравне использовались и русский, и жестовый языки. Антонина Шихова рассказала о коммуникативных и реабилитационных возможностях РЖЯ при обучении и воспитании глухих детей с комплексными нарушениями, которых во всех спецшколах с каждым годом становится все больше и больше.

Слева – Максим Ларионов, справа – Елена Сильянова


Присутствовавшие на встрече представители органов государственной власти и муниципального самоуправления, общественных организаций, родители глухих людей пришли к единому мнению о том, что перемены в содержании образования детей-инвалидов давно назрели. При этом в рамках концепции современной школы особую актуальность приобретает вопрос организации условий для получения образования детьми с нарушенным слухом. Его решение заключается в разработке индивидуальных образовательных программ, медико-психологическом сопровождении такого ребенка, повышении уровня и качества жизни его семьи.

В резолюции конференции ее участники призвали создать службу ранней помощи родителям глухих детей (отметив, что, в частности, полезен был бы буклет для родителей, у кого родился глухой ребенок, с полной информацией о плюсах и минусах различных методов и путей обучения и воспитания), предложили ввести в коррекционных школах учебную дисциплину «русский жестовый язык» – пока в качестве факультатива или курса по выбору, отметили необходимость подготовки педагогов по специальности «преподаватель русского жестового языка». Участники конференции выразили озабоченность отсутствием в заведениях среднего специального и высшего образования группового обучения инвалидов по слуху, а также механизма предоставления услуг по переводу РЖЯ в таких учреждениях. Сигнал от общества поступил, как теперь на него отреагирует государство? 

Евгений Крылов

Добавить комментарий