На просторах Интернета можно найти десятки материалов о различных степенях «глухоты» чиновников по отношению к неслышащим людям и их нуждам. Например, пишут о том, что многие глухие страдают от «новшеств» Минздрава, что существует изматывающая беготня при получении ИПР (индивидуальной программы реабилитации), что никуда не деваются различные барьеры при трудоустройстве и тому подобное.
Не секрет, что глухое сообщество испытывает трудности во взаимопонимании с чиновниками разных уровней из-за нашей слабой интеграции в общественную жизнь страны. Неудивительно, что мы так сильно стремимся продвинуть использование жестового языка на законодательном уровне везде, где это возможно. И сейчас появилась надежда, что государство повернулось к нам лицом.
Думается, что усилия, предпринимаемые ВОГ и его региональными отделениями, наталкиваются на «глухоту» некоторых чиновников по двум основным причинам:
1. Слабая информированность чиновников о нуждах глухого сообщества.
2. Слабая активность глухих в отстаивании своих требований.
И мне кажется, что самая главная беда заключается в пассивности подавляющего большинства глухих. Многие говорят: нас унижают, нас, глухих, не любят, и при этом не задумываются о том, что нужно же что-то сделать самому для изменения такого положения вещей. Возникает впечатление, будто глухое сообщество до сих пор живет во времена крепостного права. Даже сильные и образованные члены нашего сообщества в большинстве случаев заняты решением личных проблем, полностью игнорируя нужды своего комьюнити.
В итоге число тех, кто реально продвигает интересы глухого сообщества, ничтожно. Присутствуя на конференциях и семинарах, посвященных проблемам инвалидов, я заметил, что многие глухие не могут адекватно и внятно сформулировать свои требования и говорят в основном о том, что уже было поднято и обсуждено много раз. Нет новых требований, нового видения ситуации, учитывающих изменения в социуме.
Помню случай, когда на одном молодежном форуме после долгой дискуссии было решено устроить митинг в поддержку жестового языка. Первое время встречи проводились довольно активно, но все это движение быстро заглохло, так как никто не высказал желания взять на себя большой объем организационной работы.
Грустно, что все чаще глухая молодежь предпочитает не работать, а жить на одну пенсию. Если же и работает – то всего лишь подрабатывает, выбирая самый легкий путь, зачастую нелегальный. При этом те, которые все же решают засучить рукава и добиться в этой жизни чего-то самостоятельно, встречают со стороны остального сообщества зависть и отторжение.
Геннадий Тихенко
Рисунок – В.Жаринов, журнал “Крокодил”