28 ноября Татарское региональное отделение ВОГ провело Республиканскую конференцию по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха.
Проблема грамотности глухих всегда была актуальна, что 100 лет назад, что сейчас. Если посмотреть на результаты образовательного процесса, то мы уже много лет наблюдаем, как образовательные учреждения выпускают «брак» — глухие выпускники школ в большинстве своем плохо знают русский язык. Грамотных среди них единицы. При этом представители системы образования говорят, что проблема в самих глухих — они ленивые и не хотят обучаться. А к системе образования вопросов обычно не возникает, потому что считается, что в ней работают умные люди, которые знают, что делают.
Сейчас все чаще начинают подниматься вопросы к тем, кто занимается обучением глухих. Если уже много лет не удается поменять ситуацию с грамотностью глухих, может пора что-то изменить в системе образования? Председатель Татарского РО ВОГ Венера Гаулстон 14 лет пыталась решить вопрос с проведением подобной образовательной конференции. И это удалось сделать только сейчас.
Как обычно обучают глухих
В школах для глухих и слабослышащих чаще всего игнорируется тот факт, что в межличностном общении глухие используют жестовый язык. Все уроки ведутся устно, лишь в некоторых случаях используется дактиль. А жестовый язык если и признается, то как вспомогательное средство.
Почему система образования продолжает использовать устный метод
В 1880 году в Милане Второй международный конгресс по вопросам образования глухих, собрался чтобы решить, какой метод обучения поможет им легче интегрироваться в общество. Подавляющим большинством голосов было решено, что с учетом «неоспоримого превосходства речи над жестами» в ходе обучения нужно применять исключительно устный метод, потому что в начале XX века лингвисты даже не рассматривали жестовую коммуникацию как язык. В итоге международный конгресс педагогов договорился не учить глухих детей, используя жесты. Отголоски этого решения мы наблюдаем до сих пор. Сейчас мы узнаем, какие проблемы принесло глухим людям решение педагогов 140 лет назад.
Проблема №1
Почему к жестовому языку сформировалось такое неоднозначное отношение? Во-первых, все решения принимались людьми, для которых жестовый язык не являлся основным языком общения. У этих людей был свой язык — звучащий, которым они прекрасно владели. Сравнивая свой уровень владения звучащим языком и жестовым, они делали выбор всегда в пользу того языка, которым по-настоящему пользовались и знали лучше. В итоге жестовому языку не нашлось места ни в школах для глухих, ни даже в научной лингвистике.
Проблема №2
До второй половины прошлого века вопросом о полноценности жестового языка всерьез никто не задавался. Даже лингвисты начала прошлого века считали, что жестовая система коммуникации не может быть языком, сравнивая его с символическими обрядами, формой учтивости или с сигналами, которыми, например, пользуются военные. Выводы лингвистов имели решающее значение для тех, кто должен был принимать решение по тому, на каком языке обучать глухих. Раз нет языка, то и незачем использовать то, что языком не считается.
Проблема №3
Чтобы глухой человек воспринимал, что говорит преподаватель, ему нужно весь урок напрягать глаза и стараться считать с губ всю информацию. И так в течение всего учебного дня. Если ученик отвлекся, то всё — информация окажется вне фокуса внимания. Это сложно понять тем, кто не живет в тишине. У слышащих школьников такой проблемы нет, они могут смотреть в тетрадь, а не на преподавателя и при этом слышать, что он говорит и записывать всё услышанное. А у глухих всё устроено иначе.
Проблема №4
Существует стереотип, якобы жестовый язык мешает развитию устной речи. Эти идеи активно подпитываются сторонниками системы Леонгард. В настоящее время никто не смог предоставить научных подтверждений этому факту. Скорее наоборот, лингвисты и ученые уже доказали, что и за звучащий язык, и за жестовый язык отвечает один и тот же отдел мозга. Но некоторые слышащие родители неслышащих детей до сих пор очень боятся того, что их дети вообще не будут говорить. При этом вопрос, а как дети будут слышать и понимать эту речь, отходит на второй план. Для многих главное, чтобы внешне все выглядело хорошо. Чтобы ребенок не отличался от других и хорошо говорил.
Проблем недостаточно, давайте их разберем
В школах вопрос использования жестового языка отходит на второй план из-за того, что педагоги основную массу своего времени тратят на действия, которые сопровождают образовательный процесс: подготовку к урокам, составление учебных планов, заполнение журналов и бесчисленных отчетов. А в конкретном образовательном процессе преподаватели обычно решают задачу выполнения учебного плана. План надо выполнять в любом случае. Это главный результат работы преподавателя. К сожалению, вопрос, как ученик понял материал и насколько комфортно и интересно ему было на уроке, не является приоритетным.
Как обстоит дело с жестовым языком сейчас
Лингвистам последних поколений пришлось провести большую работу, чтобы доказать, что у жестовых языков действительно есть иерархическая структура, похожая на структуру звуковых языков, и что на каждом уровне этой структуры они не калькируют звуковые языки — ни на уровне фонем, объединенных в слова, ни на уровне слов, объединенных в грамматические конструкции.
В 2010 году совет 21-го Международного конгресса, посвященного вопросам образования глухих, официально извинился за решения, принятые 140 лет назад на Втором таком же конгрессе. В принятой декларации оргкомитет отменил все резолюции 1880 года. Совет признал, что эти решения имели пагубные последствия: многие неслышащие учителя остались без работы и вообще профессиональная деятельность людей с нарушениями слуха оказалась сильно ограничена.
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой нашлось место и жестовому языку. Его официально признали. Теперь носители жестового языка ратуют за то, чтобы ЖЯ можно было официально использовать на уроках. Ситуация с жестовым языком начала меняться.
Что делается для того, чтобы учеба стала комфортной и интересной для глухих
В 2014 году в Москве прошла Лингвистическая конференция по правам глухих, в которой было немало сказано о значении жестового языка в жизни глухого человека и его важности в период обучения. Появляется все больше организаций, которые занимаются вопросами дополнительного образования и подготовки глухих на жестовом языке. Проводятся круглые столы и иные мероприятия, на которых обсуждается использование жестового языка в образовательном процессе. Принимаются резолюции и в жизнь глухих привносятся новые решения. А в ноябре 2021 году в Казани прошла республиканская образовательная конференция, на которую из Москвы приехали неслышащие эксперты, на своем примере показавшие, что отсутствие слуха и использование жестового языка не являются барьерами в развитии глухого человека. Эти люди и хорошо говорят, и используют жестовый язык.
Председатель Татарского РО ВОГ Венера Гаулстон приложила массу усилий, чтобы Республиканская образовательная конференция прошла на высшем уровне. Выступления экспертов прошли в региональном отделении ВОГ, куда пришли члены организации, чтобы узнать, что делается для глухих в образовании. По итогам выступлений посетители задавали вопросы и получали на них ответы, неудовлетворенным не остался никто. Затем в Университете управления ТИСБИ прошла сама конференция, на которую приехали учителя школ для глухих и слабослышащих Татарстана. С поздравлениями выступил заместитель министра образования Республики Татарстан Станислав Андреев, вручив благодарности и грамоты учителям и руководителям организаций за их вклад в обучение глухих детей. Также выступила заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан Софья Мустафина, которая поблагодарила всех присутствующих за то, что они неравнодушны к проблемам неслышащей молодежи. С большого экрана свое поздравление участникам конференции передал президент ВОГ Станислав Иванов, рассказав о том, что делается Всероссийским обществом глухих в сфере образования глухих и слабослышащих. Ректор Университета управления ТИСБИ Алексей Лопатин отметил, что проблем намного больше, чем решений, и что вопросы образования глухих нужно обсуждать и решать, так как это делается на конференции. Итогом должен стать комплекс мер, который изменит сознание и отношение слышащих к неслышащим. Затем председатель Татарского РО ВОГ Венера Гаулстон предоставила слово экспертам и гостям конференции.
Лидия Фролова, советник президента ВОГ
Вопрос образования глухих сводится не только к использованию жестового языка в определенный период времени, например, в школе. Образовательный процесс начинается с детского сада и продолжается всю жизнь. Очень много вопросов связаны с тем, как эти процессы выстроены и как полученные знания и навыки могут использоваться глухим в своей последующей жизни. То есть глухими надо заниматься, начиная с рождения и заканчивая вопросами трудоустройства после окончании школы или колледжа.
Максим Ларионов, руководитель службы протокола ОООИ ВОГ
Право глухих на использование жестового языка в образовательном процессе закреплены в законе. Это означает, что глухие на законных основаниях могут обучаться на жестовом языке, как бы к этому не относились руководители образовательных учреждений. Вместе с этим в настоящее время нет инструментов и механизмов, которые могли бы обеспечить использование жестового языка в школах. Равно, как и нет предмета «Русский жестовый язык», который очень важен для полноценного развития глухих и слабослышащих. В области правовой поддержки глухих в процессе обучения предстоит провести большую работу с тем, чтобы образовательные учреждения приняли тот факт, что жестовый язык является неотъемлемой частью жизни глухих.
Людмила Жадан, преподаватель русского языка
История жестового языка важна для глухих постольку, поскольку самоидентификация глухого человека не всегда происходит гладко. Очень часто глухие оказываются на обочине жизни под влиянием слышащего окружения, которое не учитывает особенности восприятия мира глухими. Жестовый язык, как средство общения и инструмент обучения, появился более 200 лет назад. В то время глухих считали ментально нездоровыми людьми, с которыми нельзя было наладить контакт. Но именно жестовый язык показал, что с глухими можно полноценно общаться. История развития и проникновения жестового языка была непростой, но несмотря на все проблемы, ученые-лингвисты в итоге признали, что жестовый язык является полноценным языком — это не просто знаки, которые глухие показывают руками.
Максим Исаев, генеральный директор Deafon
Кажется, что проблему слуха можно решить с помощью слуховых аппаратов. Это не так. Слуховые аппараты не сделают слабослышащего человека слышащим. Даже кохлеарные импланты не являются панацеей от глухоты. Да, это всё — прекрасные инструменты для повышения качества жизни, но не стоит забывать, что процесс реабилитации и обучения должен проходить всю жизнь. Даже слышащие люди в течение своей жизни узнают новые слова и воспринимают новые звуки. Учиться понимать мир нужно всегда. И не так важно, как это делают глухие — с помощью аппаратов или с помощью жестового языка. Важно, чтобы человек развивался и насколько возможно стал полноправным членом общества, в котором он живет.
Венера Гаулстон, председатель Татарского РО ВОГ
Мероприятия подобные Республиканской конференции по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха очень важны не только для глухих, но и для слышащих, которые работают или пересекаются в жизни с глухими. Очень здорово, что в Казани удалось провести такое мероприятие, на которое смогли приехать эксперты из Москвы и поделиться своим опытом в решении вопросов образования и повышения качества жизни глухих. То, что конференцию в ТИСБИ посетили учителя и руководители образовательных учреждений, представители министерства образования и министерства по делам молодежи дает надежду, что ситуация с образованием глухих в ближайшее время изменится в лучшую сторону и мы увидим успешных взрослых людей, которые недавно были учащимися школ для глухих и слабослышащих.
В завершение конференции эксперты и участники посетили Казанскую школу-интернат им. Е. Г. Ласточкиной, где в честь 135-летия были организованы открытые уроки, экскурсия по школьному музею и праздничный концерт с участием воспитанников школы. Директор школы Миляуша Гафарова от имени всего педагогического состава поблагодарила всех, кто принял участие в конференции и был неравнодушен к вопросам образования глухих.
По итогам трехдневного мероприятия ВОГ и правительство Татарстана договорились разработать и запустить пилотный проект по развитию системы ранней помощи глухим детям в возрасте от 0 до 3 лет. Будем надеяться, что процесс позитивных изменений в образовании глухих начался и в скором будущем затронет все регионы нашей большой страны.