Вышла в свет содержательная книга статей сурдопедагогов и исследователей жестового языка «Дверь в большой мир». Этот сборник подготовлен к изданию директором Центра образования глухих и жестового языка А.А. Комаровой и посвящен выдающемуся ученому-сурдопедагогу и исследователю РЖЯ Галине Лазаревне Зайцевой. Его выход совпал с 15-летием со времени ее смерти.
В сборнике опубликовано десять работ Г.Л. Зайцевой, часть из них входили в ее книгу «Жест и слово». Отобранные статьи посвящены использованию ЖЯ в обучении глухих и организации билингвистического обучения. Галина Лазаревна была замечательным лингвистом, автором многих пионерских работ по жестовому общению глухих и РЖЯ. К сожалению, не все ее важнейшие работы знакомы современным ученым и педагогам. Зайцевой удалось воплотить в жизнь многое из теоретических концепций, обогатить и проверить их практикой, прежде всего, создать Центр образования глухих и жестового языка и билингвистические классы при школе-интернате №65, где обучение детей строилось на признании жестового языка полноценной лингвистической системой, на уважении глухого человека как разносторонней личности. Опыт этой работы она изложила в ряде материалов, опубликованных в книге. Зайцева писала: «Тесное и дружеское сотрудничество глухих и слышащих учителей, включение жестового языка в учебно-воспитательный процесс способствуют преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми. Появляется реальная возможность усиления «момента индивидуализации», возможность добиваться единства «мышления и аффекта» (по Выготскому), уделять преимущественное внимание социально-эмоциональному развитию учащихся…»
Многие авторы других статей были друзьями и учениками Г.Л. Зайцевой. Стоит назвать некоторых из них, ставших известными специалистами по РЖЯ и билингвистическому обучению и культуре глухих, кроме А.А. Комаровой, это – Т.П. Давиденко, Н.А. Чаушьян, В.А. Томсон, С.Э. Куман, В.А. Паленный. Статьи печатаются в хронологическом порядке и охватывают период в четыре десятилетия (с 1981 года по настоящее время). Они отражают не только развитие идей билингвизма в РФ, но и поднимают вопросы подготовки переводчиков жестового языка, знакомят с традициями и культурой глухих. В книге в основном представлены работы российских специалистов, часть из них опубликована на страницах нашего журнала… Но есть и несколько статей зарубежных исследователей: М. Йокинена, президента Европейского союза глухих, Т. Хедберга, составителя словарей шведского ЖЯ, и эксперта по обучению глухих профессора Бирмингенского университета Великобритании С. Грегори, которые расширяют границы книги и привносят в сборник новые идеи и международный опыт развития билингвизма.
Составитель книги А.А. Комарова во вступлении говорит: «Мы практически не изменяли стиль авторов, поэтому ряд статей может быть достаточно сложным для неподготовленного читателя, некоторые, напротив, могут показаться специалистам слишком популярными. Нами был оставлен именно такой формат, чтобы эта книга помогла найти ответы как слышащим и глухим родителям глухих детей, так и сурдопедагогам, организаторам образования, специальным педагогам и всем, кого интересуют вопросы жестового языка и обучения».
Безусловно, новая книга, дополняющая уже ставший классикой сурдопедагогики сборник статей Г.Л. Зайцевой «Жест и слово», будет востребована на многие годы среди учителей и специалистов по обучению глухих. Думается, что ее с интересом прочитают и студенты, только начинающие свое знакомство с российской сурдопедагогикой.
Ярослав ПИЧУГИН
Опубликовано в “ВЕС” №9/2020