Из-за пандемии коронавируса многих интересуют нынешние перемены в больницах. Я работаю с 2015 года в Тверской областной клинической больнице санитаркой-буфетчицей и предлагаю читателю свой взгляд на ситуацию.
В последние годы из-за непродуманного реформирования системы здравоохранения в нашем регионе, как и по всей России, закрылся ряд медучреждений, прошло сокращение коек в стационарах. Многие проблемы со здоровьем по месту жительства уже не решить – и людей направляют в главную больницу области – Тверскую областную больницу. Это – многопрофильное лечебное учреждение, оказывающее специализированную и высокотехнологичную помощь, оснащенное дорогостоящим современным оборудованием. Более двадцати отделений хирургического и терапевтического профилей расположены в трех лечебных корпусах, главный из которых – огромный девятиэтажный. Рядом – вертолетная площадка санитарной авиации: тяжелых больных доставляют вертолетами из отдаленных точек региона.
ОКБ не имела инфекционного отделения и не работала с заразными пациентами. Но из-за необходимости лечения коронавирусной инфекции в городе в спешном порядке развертываются временные госпитали. Эта реорганизация требует огромных затрат – и финансовых, и моральных. Два изолированно расположенных двухэтажных корпуса ОКБ переоборудовали под инфекционные. Корпуса оснащены резервными источниками питания на случай отключения электричества, недавно были укомплектованы аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и экстракорпоральной мембранной оксигенации – насыщения крови кислородом (ЭКМО) для пациентов с выраженной дыхательной недостаточностью. (Данное оборудование весьма дорогостоящее и буквально штучное. Аппарат ИВЛ нагнетает в легкие кислород и забирает углекислый газ. ЭКМО целиком берет на себя все функции пораженных легких: кровь из вен пациента попадает в аппарат ЭКМО, очищается от углекислого газа, насыщается кислородом и возвращается в кровоток.) Больница в апреле приняла первых пациентов с COVID – 19.
Находившееся ранее в двухэтажных корпусах неврологическое и гематологическое отделения переведены в главный корпус. Отделениям главного корпуса пришлось потесниться, некоторые временно закрылись. Больных выписывают, а новых не кладут. Госпитализируют только экстренных больных: без срочной медицинской помощи они могут погибнуть. Вынужденное ограничение плановой медпомощи – трагедия сегодняшнего дня, негативные последствия которой непредсказуемы. Человеку нужно делать операцию, онкологическому больному – очередную химиотерапию, а это все откладывается. Объясню почему.
Страшный сон для неинфекционной больницы – внутренний карантин. Как такое может случиться? Привезут, скажем, пациента с нарушением мозгового кровообращения, проведут спасительные манипуляции, но вдруг окажется, что это еще и носитель коронавируса. Он может заразить других больных и персонал. Учреждения закроют на 2 недели на строгий карантин. Подобную ситуацию стараются исключить, потому и сокращена плановая госпитализация во все отделения.
Еще в начале февраля в больнице было резко ограничено посещение больных. Родственников пропускали только в исключительных случаях: для помощи в уходе за тяжелыми лежачими пациентами. Сейчас запрет на посещения строгий. У каждого пациента на запястье электронный браслет, у сотрудников – электронные пропуска, у вертушек при входе в здания – круглосуточная охрана, так что никто посторонний проникнуть не может.
Когда идем на работу, всем сотрудникам больницы бесконтактно измеряют температуру. Верхнюю одежду сдаем на первом этаже в гардероб, на обувь надеваем одноразовые бахилы, поднимаемся в свое отделение. В неинфекционных отделениях, помимо чистой медицинской формы, ввели для всех постоянное обязательное ношение одноразовой маски, головного убора и резиновых перчаток. Количество масок и перчаток получаем на смену по необходимости, хотя совсем недавно масок не хватало даже медперсоналу. Сотрудники инфекционных корпусов оставляют личные вещи в «чистой» зоне, переодеваются в специальные средства защиты: костюмы, респираторы, очки, перчатки, в которых остаются всю смену в зоне с заразными больными. Целостность защиты нарушать нельзя, поэтому ни поесть, ни в туалет сходить – носят памперсы.
Все корпуса областной больницы соединены сетью подземных переходов. Движение в корпуса с больными с коронавирусом ограничено. Во всей больнице в условиях напряженной обстановки по СОVID-19 проводится усиленная дезинфекция. Моют или протирают растворами хлорсодержащих препаратов, часто усиленной концентрации, все поверхности: полы, стены, потолки, мебель, сантехника, подоконники, ручки дверей – неоднократно за смену. Помещения кварцуют и проветривают.
В неинфекционных отделениях для кормления больных используют обычную посуду, которая после приема пищи собирается, очищается, обезжиривается, замачивается в дезрастворе и только потом обдается горячей водой. Эти манипуляции проводятся с посудой, приборами и тарой в пяти разных емкостях. Инфекционным больным пищу подают на одноразовой посуде, которая утилизируется потом как мусор категории В, то есть опасный.
В интернете много роликов о непростой работе медицинского персонала в инфекционных блоках. Это действительно на пределе человеческих возможностей. В Твери пока нет критической ситуации. Всем больным с положительным тестом на вирус и выраженными проявлениями болезни хватает больничных коек, в том числе с подачей кислорода. Носителям без симптомов болезни показан строжайший карантин. Многих сотрудников ОКБ старше 65 лет отправили на больничный. Работникам неинфекционных отделений стационаров вменили дополнительные обязанности, поэтому нагрузка, несмотря на снизившееся количество больных, не уменьшилась. Всех нас предупредили: никаких плановых отпусков с мая месяца не будет, если того потребует обстановка.
Врачи советуют усилить личную гигиену: часто и тщательно мойте руки и лицо с мылом, не дотрагивайтесь до глаз, губ, носа. Чаще убирайте и проветривайте жилища. В людных местах, транспорте используйте маски. Если это не запрещено – гуляйте на свежем воздухе, где безлюдно – в парках, лесу. По возможности живите за городом. Активно двигайтесь, выполняйте комплексы упражнений: даже если заболеете, у людей с хорошей циркуляцией в легких болезнь протекает легче. При любых подозрениях на заболевание вызывайте врача на дом, при тяжелых состояниях – Скорую помощь.
Наталья Сергеева, Тверь.