10 декабря в Банке России состоялось итоговое заседание рабочей группы по повышению доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью, особенностями развития и маломобильных граждан. В эту рабочую группу входят представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Банка России, банковской сферы, общественных организаций инвалидов.
Участие в этом заседании приняли специалисты Аппарата ВОГ Александр Иванов и Дмитрий Алексеевских.
Вела заседание председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая отметила достаточно эффективную работу в рамках обеспечения доступности финансовых услуг в России. Она также подчеркнула, что 2020 году Центробанк планирует провести оценку обеспечения инклюзивной среды для клиентов с инвалидностью в подразделениях двадцати крупнейших банков в 24 субъектах Российской Федерации.
Затем рабочая группа оценила результаты выполнения дорожной карты на 2017–2019 гг. по созданию безбарьерной среды для клиентов финансовых организаций с различного рода ограничениями и инвалидностью. Была отмечена работа Сбербанка в этом направлении. Кстати, Сбербанк в тесном сотрудничестве с ВОГ подготовил и организовал в своих филиалах услугу по переводу на РЖЯ для клиентов с нарушениями слуха. Представители Сбербанка заметили, что с вводом такой услуги у них увеличились запросы со стороны глухих граждан на получение банковских услуг.
Сами банки все активнее работают в направлении доступности своих услуг. Серьезная работа ведется с кадрами, они проходят обучение взаимодействию с клиентами с инвалидностью. ВОГ тоже не остается в стороне: специалист ВОГ Лариса Велижанская участвует в таком обучении сотрудников банковской сферы, информируя их об особенностях коммуникации с людьми с нарушениями слуха.
Рабочая группа обсудила планы на будущее. В ближайшие два года особое внимание будет уделяться повышению доступности дистанционных каналов обслуживания финансовых организаций для людей с инвалидностью, а также адаптации финансовых продуктов и сервисов к потребностям людей с ментальной инвалидностью и интеллектуальными нарушениями.
Это, в конечном счёте, позволит сделать финансовые услуги более удобными, простыми и понятными для всех клиентов.
Банк России обещает строго отслеживать случаи проявлений дискриминации в адрес инвалидов со стороны финансовых организаций, когда в доступе к финансовой услуги людям отказывают только по самому факту наличия инвалидности, а не оценки реально связанных с этим рисков.
Федеральное казначейство при участии Минтруда, Минфина, Банка России и АО “НСПК” (оператора платежной системы “Мир”) разработало специальную технологию по предоставлению людям с инвалидностью технических средств реабилитации с использованием электронного сертификата.
Проблема трудоустройства людей с инвалидностью, в том числе в финансовых организациях, вызвала оживленную дискуссию участников заседания. Банк России, в свою очередь, проинформировал аудиторию, что уделяет этому вопросу повышенное внимание: например, в Едином коммуникационном центре Банка России в Саратове работают 20% сотрудников с инвалидностью.
Дмитрий Алексеевских и Александр Иванов
Представители ВОГ со специалистами Банка России обсудили некоторые проблемы, связанные с идентификацией клиентов банка по биометрическим данным. Некоторые банки используют для такой процедуры запись голоса клиента. Представители Банка России заверили, что в отношении глухих клиентов сейчас разрабатывается иной способ идентификации.
В целом банки готовы работать с людьми с инвалидностью. Не все, правда, получается, но есть готовность исправлять ошибки и делать финансовые услуги качественнее и доступнее для клиентов с инвалидностью.