8 мая в офисе Управления социальной политики и реабилитации ВОГ прошла встреча с юным изобретателем из Екатеринбурга Даниилом Казанцевым. Ему всего 17 лет, он учится в школе, но уже придумал и воплотил в жизнь программно-аппаратный комплекс “Myelofon“, по распознаванию жестов и переводу их в текст. Свое устройство Даниил продемонстрировал в действии сотрудникам УСПиР. Электронные датчики с помощью манжет крепятся на предплечье, реагируют на движение мышц при показе жестов и передают данные в компьютер, где программа запоминает жест и переводит его в текст и голос. Пока этот комплекс распознает небольшое количество жестов, но это только начало. Редакция “ВЕС” заинтересовалась одаренным юношей и расспросила его об этом изобретении.
Даниил Казанцев
– Даниил, как у вас родилась идея? Почему вы решили разработать это устройство?
– Меня взволновала драматическая история в Екатеринбурге с глухой женщиной, у которой забрали детей. Об этом случае рассказали местные СМИ и телевидение в прошлом году. Дело в том, что женщина не слышала и не говорила голосом, а дети хорошо слышали, муж тоже, и она общалась с ними с помощью мужа. Но когда дело дошло до развода, суд постановил оставить детей с отцом, по той причине, что дети плохо понимали жестовый язык мамы. И я подумал, что надо помочь таким людям, ведь в XXI веке, при современном развитии техники и науки, не должно быть такого, что люди не понимают друг друга.
– До этого вы общались с глухими, знали жестовый язык?
– Жесты не знал, а несколько знакомых из мира глухих у меня были. Меня консультировали также специалисты в Свердловском региональном отделении ВОГ (председатель Л.А. Черемера).
Д. Казанцев с переводчицей М. Измайловой
– Приступая к работе, вы, наверное, искали аналоги таких устройств? Были публикации о “говорящей перчатке”, переводящей жесты в текст…
– У моего комплекса принцип работы не такой, как у перчатки. Там устройство обтягивает всю кисть и пальцы, естественные движения ограничены. А у меня датчики крепятся к запястью и предплечью, они улавливают любые движения мышц руки, нет ограничений, ничто не сковывает кисть. Используется принцип оцифровки сигнала мышц человеческого тела, применяемый в биоинформатике. При этом скорость перевода зависит от длительности жеста.
– А как же движения пальцев?
– Для каждого жеста движения мышц в руке уникальны, и на положение пальцев датчики тоже реагируют. Программа запоминает каждый жест после нескольких повторов, и в дальнейшем устройство сразу улавливает нужный жест.
– Даже если разные люди показывают один жест по-разному?
– Да, это не проблема, устройство уловит общую зависимость движения мышц и прочитает жест. База заложенных в программе жестов может пополняться. Механизм получения жестов универсален, поэтому устройство может работать и с русским жестовым языком, и с ЖЯ других стран.
– Вы приехали к нам с научного форума в Петербурге, в котором приняли участие с вашей разработкой. Как ее оценили специалисты?
– Это был Балтийский научно-инженерный конкурс. По его итогам мне присудили первое место в своей номинации, а также включили в российскую делегацию для участия в международной научно-инженерной ярмарке Intel ISEF, которая пройдет в июне в Финиксе, США.
Г. Тихенко (справа) испытывает устройство Д. Казанцева
– Поздравляем с такой высокой оценкой вашей работы! А как дальше будет внедряться ваш комплекс в практику?
– Это зависит от предложений и замечаний, требований со стороны целевого потребителя, то есть самих инвалидов по слуху. Поэтому я и обратился в ВОГ, чтобы ваши специалисты оценили устройство и дали техническое задание. Связаться с ВОГ мне посоветовал один из координаторов российской делегации Василий Дьяченко.
– Как вы пришли к программированию и изобретательству, школа у вас особенная?
– Нет, я учусь в 10 классе обычного лицея, но программированием увлекаюсь с детства, дополнительно занимаюсь самостоятельно по университетскому курсу, дистанционно, через интернет. После окончания школы планирую поступать в университет, пока не знаю, в какой.
– А в каких еще научных форумах вы участвовали?
– В прошлом году ездил на аналогичный Санкт-Петербургский конкурс в Петербурге, и тогда меня тоже включили в делегацию на ярмарку Intel, которая проходила в американском городе Питтсбурге, у них каждый год в разных городах проводятся. В тот раз у меня также была программа по распознаванию жестов, но технология другая была, с помощью видеокамеры, не очень удачно получилось, поэтому я сделал новое устройство с датчиками.
– Сможет ли ваше устройство переводить с одного жестового языка на другой?
– Это возможно, технически это даже легче, чем преобразовать жестовый язык в текст и голос. Если будет такое задание, можно сделать. Биоинформатика – это самое перспективное направление в науке нового века.
Добавим, что во встрече специалистов УСПиР с Даниилом Казанцевым принял участие и исполняющий обязанности президента ВОГ Станислав Иванов. Он заинтересованно отнесся к работе изобретателя и подчеркнул, что ВОГ поддерживает такие инновации, и важно, чтобы люди, пытающиеся помочь глухим, консультировались с ВОГ, а не действовали на свой страх и риск. По результатам встречи С.А. Иванов подписал письмо, в котором ВОГ официально выразило свою поддержку:
“…ВОГ, ознакомившись с разработкой по распознаванию жестов и переводу их в текст, положительно оценивает данный инновационный программно-аппаратный комплекс.
Считаем, что устройство “Myelofon” будет способствовать повышению качества жизни инвалидов по слуху и по зрению, а также устранении коммуникативных барьеров.
ВОГ одобряет дальнейшее развитие и совершенствование программно-аппаратного комплекса и готов оказать для этого необходимую поддержку“.
На встрече со специалистами Управления социальной политики и реабилитации
Хочется пожелать успехов талантливому юноше и выразить надежду, что разработка будет внедрена в производство, благодаря чему между людьми будет становиться все меньше барьеров, препятствующих пониманию друг друга.
Текст и фото – Василий Скрипов
Журнал “ВЕС” №5-2019