Алексей Знаменский рассказывает о своем любимом педагоге.
У нас всех были учителя. Но лишь о немногих мы с благодарностью вспоминаем всю жизнь. Марина Васильевна Крашенинникова – из таких удивительных людей.
Журналисты в интервью часто задают мне один и тот же вопрос: “Как Вы стали исполнителем жестовой песни?” И хоть вопрос этот мне порядком надоел — интернет пестрит моими рассказами о кружке жестовой песни в Екатеринбурге, — я настолько люблю человека, благодаря которому стал тем, кто я есть, что готов рассказать свою историю еще раз. С самого начала…
Однажды в школьном актовом зале шло какое-то осеннее мероприятие. Зал был переполнен — школьники, учителя, завуч, директор. Сперва был какой-то танец — его лениво исполняли старшеклассники. Я сидел в третьем или четвертом ряду и без интереса смотрел на все эти милые кружения по сцене, которые перерывались монотонными голосами, читавшими тексты из папки.
Вдруг я оживился: на сцену вышла одноклассница Галя. Она была в сиреневом платье, талия перехвачена белым поясом. А может, пояса не было. Но помню, что, помимо сиреневого цвета, было еще что-то белое. Щечки Гали горели, и сама она вся преобразилась в красавицу Галину. В классе Галю можно было обижать — ну подумаешь, одноклассница, ну дернешь за косичку, и что? Если, конечно, успеешь увернуться от сдачи. А тут — на тебе! В зал полилась музыка, и я решил, что Галя начнет танцевать. Но моему изумлению не было предела — она “запела” руками. Это было завораживающе, это было необычно. Я смотрел, слушал и, кажется, видел ее мир.
Мне стало любопытно. В детстве я часто слушал музыку и думал, что петь можно только голосом… Не помню точно, как я выпытывал у Гали, где она этому училась, но, недолго думая, подкараулил в холле школы Марину Васильевну Крашенинникову — руководительницу школьного кружка жестовой песни. Мне Марина Васильевна тогда показалась женщиной высокой, я даже немного побаивался ее и решил действовать стремительно. А вдруг откажет мне высокая женщина? Не помню и того, что она мне ответила, но на следующий день я пришел на первое занятие.
Что случилось дальше? Дальше посыпались конкурсы, фестивали, приглашения на важные мероприятия, дипломы, благодарственные письма. За пару лет мы вместе с ребятами по родной школе — Ириной Бакановой и Максимом Тиуновым — “взлетели и заблестели”. Вся Россия следила за нами и интересовалась нашими успехами. А потом мы уехали в Москву — поступать в институт на театральный факультет.
Я приезжал в Екатеринбург на каникулы, ходил на репетиции Марины Васильевны, наблюдал, как она работает. С удивлением узнал, что она окончила актерский факультет Екатеринбургского государственного театрального института. ЕГТИ — театральный бренд, причем международного уровня. В Москву часто приезжают принимать участие в различных мероприятиях студенты ЕГТИ и постоянно увозят из столицы призы.
Потом всемирно известный драматург и режиссер Николай Владимирович Коляда пригласил Марину Васильевну на свои актерские курсы ставить жестовые песни. И она вместе с ними выпускает спектакли. Я следил за ее работами, радовался успешным выступлениям ее воспитанников на фестивалях в Москве, Волгограде, Минске, в других городах. И удивлялся тому, что каждый раз любители театра и жестовой песни обсуждают ее новые постановочные работы. На мой взгляд, такое внимание круче всех призов, вместе взятых. Мы с Мариной Васильевной часто переписываемся, рассказываем друг другу о своих творческих делах, делимся наблюдениями, мыслями. Ведь книг и учебников по жестовому пению, увы, пока нет.
Прошло много времени, и я сам начал ставить жестовые песни, заниматься с детьми, преподавать жестовый язык. Теперь я действительно понимаю, какой Марина Васильевна профессионал своего дела, педагог с большим стажем и бесценным опытом, насколько это тактичный режиссер.
Вот так я стал исполнителем жестовых песен, а еще педагогом и режиссером. Все благодаря ей. Спасибо, Марина Васильевна!
Краткая справка: Марина Васильевна Крашенинникова
В 1996 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (курс В.И. Анисимова).
Работала в Екатеринбурге в школах для неслышащих детей, в центре реабилитации, досуговых клубах, в том числе в ДК Свердловского отделения Всероссийского общества глухих. Также, по приглашению, — в Уральском педагогическом университете, в ЕГТИ, на Свердловской киностудии и в “Коляда-театре”. Участник 2-й Индустриальной биеннале (спектакль “Рыжий”). Принимала активное участие в проектах администрации Екатеринбурга, в юбилейных мероприятиях ко Дню Победы. В данный момент Марина Васильевна работает педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории и ведет студию жестовой песни в Центре психолого-медико-социального сопровождения “Эхо” и ведет дистанционные занятия жестовой песни.
Алексей Знаменский