С 29 сентября по 4 октября в Севастополе прошел Первый Всероссийский фестиваль жестового языка, на котором выступили 224 артиста из 45 регионов России. О конкурсе, гала-концерте и лауреатах фестиваля наш сайт уже сообщал. А сейчас на наши вопросы отвечает председатель жюри фестиваля, вице-президент ВОГ Николай Чаушьян.
– Николай Сергеевич, этот фестиваль был, очевидно, задуман как праздник жестового языка. Как, на ваш взгляд, состоялся этот праздник?
– Безусловно, состоялся. Впервые на Всероссийском уровне был введен жанр “Рассказ на жестовом языке”. Мы сконцентрировали наше внимание на сам жестовый язык – на наш истинный язык. Раньше на таких фестивалях во главу угла ставилась жестовая песня, а жанр песни в большинстве случаев, востребован среди слабослышащих, в результате глухие артисты оказывались в явно проигрышном положении, это подрывало в них желание в дальнейшем выступать на сцене. Поэтому, когда на фестивале объединили все вместе – и жестовую песню, и художественное слово, и рассказ на ЖЯ, получилось гораздо зрелищнее и интереснее, и привлекательнее для глухих – как артистов, так и зрителей. Глухие артисты получили больше возможностей проявить свои актерские способности, выразить гамму чувств и переживаний. Уверен, среди них очень много “бриллиантов”, которых мы еще не видели…
На гала-концерте в Севастополе среди гостей было немало представителей местной власти, они были поражены, что глухие могут выступать так, что слышащие от них глаз отвести не могли… А главное, они впервые узнали и стали понимать, что такое русский жестовый язык.
– Кстати, была ли поддержка фестиваля со стороны властей?
– Да, помощь с их стороны была. В городе, на улицах на больших светодиодных экранах круглосуточно (бесплатно) демонстрировался видеоролик нашего фестиваля. Театр им. А.П. Луначарского в центре Севастополя предоставил нам возможность провести там гала-концерт по минимальной цене аренды. На уровне Севастополя для нас это как провести фестиваль в Большом театре Москвы. Городские и региональные СМИ широко освещали фестиваль. Министерство культуры РФ предоставило грант на проведение фестиваля (500 тысяч рублей – это меньше, чем было нужно, но, тем не менее, мы ему благодарны).
– В отношении жанра рассказов на жестовом языке, у многих артистов была калькирующая жестовая речь, хотя в “Положении о фестивале” говорится о русском жестовом языке…
– Да, это были монологи и просто рассказы о войне, но я бы не хотел углубляться в эту тему. Она новая для всех. В школах для глухих и слабослышащих детей, увы, правильному изложению на жестовом языке не учат. Главное, что я хочу отметить, не в обиду кому-то пусть будет сказано, номера этого жанра однозначно должны готовить глухие грамотные руководители – носители жестового языка. Или те, у которых жестовый язык был первым языком.
Мы обязательно проведем семинар для руководителей жанра “Рассказ на русском жестовом языке”.
– А если взять победителей в этой номинации – Александра Болкисева из Самары и Людмилу Герман из Питера, то они выступали на “кальке” или РЖЯ?
– У обоих была смесь калькирующей речи и русского жестовых языков. Знаете, Москва тоже не сразу строилась, уверен, постепенно глухие придут к единому пониманию – что такое русский жестовый язык… со сцены. В нас сильна привычка – со сцены только на кальке.
– В той же номинации, но с добавкой “Этот День Победы” третье место у Алексея Борисова из Астрахани, но 1-е и 2-е места не присуждались. Почему?
– Потому что, повторяю, остальные участники выступали на чистой “кальке” т.е. материал был дан на русском языке, а жесты сопровождали эту речь. Такой вид относится к жанру “Художественное слово”, а Алексей Борисов первое место не получил из-за несовершенства исполнения рассказа на жестовом языке и отсутствия конкурентов, рассказывающих о войне на жестовом языке.
– Выступления исполнителей жестовой песни вас порадовали?
– В этом жанре сдвигов в лучшую сторону было мало. Есть несколько сильных коллективов, в которых выступали те же артисты, что и на предыдущих фестивалях и конкурсах, они по-прежнему нас радуют, но, к сожалению, новых лиц, новых талантов очень и очень мало.
А в остальных регионах основные проблемы:
• с подбором репертуара:
Сегодня уже недостаточно хорошо спеть, жюри обращает особое внимание на то, какая песня представлена на конкурс. В первую очередь, учитывается новизна и содержание песни, ее смысловое наполнение, поэзия песни, которые оказывают на душу человека серьезное влияние, усиленное в разы мастерским исполнением артиста… Песни-однодневки, сами понимаете, на призовые места не могут претендовать.
• с отсутствием режиссуры:
Очень обидно становится, когда видим, как талантливых исполнителей губят отсутствие режиссуры, незнание руководителями тонкостей жестового языка: неправильно расставлены “интонации” или использованы жесты в исполнении, или, например, жесты артист повторяет в припевах одни и те же, не используя богатство и разнообразие жестового языка. Или выбирают такую песню, которая артисту не подходит, не ложится на образ исполнителя, скажем так. А потом не понимают: мол, я хорошо пою, все хвалят, а жюри не наградило, почему так? Тут не жюри винить, а руководителю надо задуматься и присмотреться к тем, кто занял призовые места в конкурсной программе, а может, у них и поучиться.
– Да, как и на каждом фестивале, на этом хватало тех, кто не согласен с распределением призовых мест. Вот и в комментариях на нашем сайте об этом писали.
– Судить о распределении мест нет смысла, это общее единогласное решение жюри. Я говорил на мастер-классе после конкурса, что руководители невнимательно читали “Положение о фестивале”, там все четко прописано. Роберт Фомин из года в год дает рекомендации руководителям, но они почему-то упорно повторяют те же ошибки. Взять, к примеру, ансамбли: если вышли на сцену 5 человек, то все они должны петь, а у нас было: поет один артист, а остальные подпевают и пританцовывают – это уже не ансамбль.
В ситуации, когда в жанре “Жестовая песня” много сильных исполнителей, достойные артисты раньше часто оставались без призов. Поэтому мы ввели в каждую номинацию дополнительный раздел “День Победы”, увеличив тем самым количество награждаемых. Плюс новая номинация – “Шансон”, сейчас все больше артистов выступает в этом жанре, эти песни особенно берут за душу. И это тоже добавило призовых мест. И все равно есть недовольные…Увы, они всегда были и будут.
– А как оцениваете организационную сторону фестиваля в Севастополе?
С одной стороны, в плане проведения конкурса и гала-концерта, они проведены достаточно успешно. С другой стороны, были проблемы в организации, размещении приезда и отъезда участников. Тут сказались несколько факторов.
Для председателя Севастопольского РО ВОГ Ю.А. Споднеко (стаж председательства – всего год), это был очень серьезный экзамен такого уровня как всероссийский фестиваль. Были трудности и сложности.
К сожалению, частично способствовали этому некоторые председатели и руководители, которые привезли с собой в Севастополь туристов, посчитав, что их устройством, проживанием и питанием должны заняться организаторы фестиваля.
Мало того, у председателей неожиданно возникла проблема с отчетными документами, т.к. они проживали в гостевых домиках, где таких документов им предоставить не смогли.
Вопрос: почему Севастопольское РО ВОГ должно было решать эти проблемы? Ведь в положении четко указано, что оргкомитет берет на себя организацию проживания, питания, встречи и проводов только 6 (шестерых!) участников фестиваля, что и было выполнено.
В результате случилась неразбериха, которая произошла не по вине Ю.А. Споднеко, но очень сильно отразилась на общей организации.
Для себя лично я сделал вывод, что условия проведения фестивалей должны быть регламентированы более жестко.
Но для Юлии, уверен, это стало отличной школой. Как бы то ни было, все закончилось хорошо, никто не пострадал, никто не опоздал на самолет и в этом есть и ее заслуга.
– За одного битого двух небитых дают?
– Можно сказать и так.
– Какие призы получили лауреаты?
– Все лауреаты получили подарочные сертификаты “Ашан” номиналом 3.000, 2.500, 1.000 рублей соответственно за 1, 2, 3 места.
– В следующем году Всероссийское общество глухих будет отмечать 90-летие со дня основания. Будет ли проводиться фестиваль, посвященный этому событию?
– Конечно, у нас запланирован Всероссийский фестиваль концертных программ (несколько зональных конкурсов и финальный гала-концерт в Москве). Но финансовая ситуация сложная, найдутся ли средства на его проведение, пока рано говорить. В ноябре будет ясность.
– Спасибо за беседу и за фестиваль!
Беседовал Василий Скрипов
ВОГинфо.ру