Автор многих книг по культуре и истории глухих
В советские времена в газетах и журналах с завидной регулярностью появлялись очерки в рубриках «Замечательные люди рядом» или «Берем с них пример». Пусть положительные герои зачастую были сильно «припудрены-приукрашены», но какой-то светлый настрой они задавали и вызывали определенный интерес. Сейчас этот жанр стал не так популярен у нас, хотя некоторые европейские и американские сайты глухих пишут о своих «замечательных людях рядом» (см. публикации на нашем сайте Выдающиеся глухие: ученый и педагог Гарри Ленг, Выдающиеся глухие: американская активистка Шина МакФили, Выдающиеся глухие: китайский предприниматель Джон Йе).
Вот и нам захотелось хоть немного написать о по-настоящему уникальной личности, талантище, которого многие знают, как в нашей группе, так и в обществе глухих в целом, но как нам кажется, не все полностью оценивают. Пожалуй, сейчас он – единственный из моих друзей, кого справедливо можно назвать «ходячая энциклопедия». Догадались? Знакомьтесь – Виктор Александрович Паленный – начальник отдела печати и информации Управления социальной политики и реабилитации ВОГ, с 2005 года главный редактор журнала «ВЕС».
Виктор родился в семье московских интеллигентов, папа – инженер, много лет преподавал в МИИТе, и все детство так или иначе было связано с институтом железнодорожного транспорта. В три года Витя оглох, учился в школе НИИД, а полное среднее образование получил в 30-й школе. Потом, как и многие «умные» глухие мальчики и девочки, поступил в Бауманку (а куда еще?), отлично закончил МГТУ и три года трудился инженеров в НИИ оптических технологий.
В перестроечные годы пришлось заниматься всяким разным – от продажи китайских кроссовок в Лужниках до создания собственной турфирмы (кстати, пришлось самостоятельно подналечь на английский). В 1993 инженер-технарь впервые попробовал себя в педагогике, но как ни удивительно, больше нравилось преподавать мировую культуру, чем физику. Мировую культуру Виктор и тогда уже знал блестяще, благодаря отцу и собственному уникальному любопытству и памяти. Работа на Павелецкой стала во многом важной и переломной – появился стойкий интерес к истории и культуре глухих, сохранению «устной» истории глухих, т.е. истории глухих на жестовом языке. Вместе с коллегой Камышевым Виктор начинает снимать байки на жестовом языке – первый в нашей стране!
Виктор одним из первых серьезно занялся историей глухих как научной дисциплиной (хотя различные аспекты Истории глухих изучали А.Славина, И.Абрамов, Г.Зайцева и др.). В это время Виктор разработал абсолютно оригинальную авторскую программу курса «История и культура глухих» как для глухих школьников, так и для слышащих студентов, что стало и основной темой его кандидатской диссертации (2002). Не хочу умалять качество работ других глухих кандидатов наук и долю участия их научных руководителей, но работа Паленного действительно самостоятельная «научная» работа в полном смысле этого слова, имеющая важнейшее прикладное значение. До сих пор помню, как сидела на защите, и меня просто распирала гордость и радость – ну какой молодец! Как же здорово все придумал и разработал!
Уже почти 13 лет прошло, мне лишь жаль, что о сих пор нет красивого с картинками учебника вместе с мультимедийной программой (а за рубежом такие, но не такие богатые по содержанию есть, увы), которые можно было бы разослать во все школы глухих и слабослышащих РФ, включить их в программу… Одновременно Виктор Александрович в то время работает в МГО ВОГ, еще потом пять лет главным редактором «Мира глухих». Тут во многом проявился еще один уникальный талант Виктора – легкое перо и чувство русского языка. Наверное, благодаря этому так преобразился журнал «ВЕС», стало возможным появление «Человека из мира тишины» (вместе с В.З.Базоевым), состоялся просто глобальный проект по сохранению истории глухих России – более 2000 страниц с фотографиями, а еще истории глухих стран бывшего СССР и спорт глухих!!!!!
Много еще не сказано про нашего Витю – о его блестящих рассказах по истории глухих, когда аудитория сидит с открытыми ртами и даже не замечает авторские «паленновские» жесты; о его знании мирового искусства, живописи, архитектуре (испанцы будут внимать его рассказам о Гойе, армяне о первых храмах, финны об Аальто и так везде!); о темпе жизни и жажде этой жизни во всех ее проявлениях!
Анна Комарова
ВОГинфо.ру