Новое постановление Правительства предлагает глухим водителям носить слуховые аппараты
Накануне Нового 2015 года, 29 декабря 2014, Дмитрием Медведевым было подписано Постановление Правительства РФ N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» (с документом можно ознакомиться во вложении).
Документ очень важный для всех автомобилистов страны, и его скоротечное приятие вызвало тут же волну вопросов, а часто открытого возмущения среди граждан. В чем же дело?
Список противопоказаний к вождению был значительно изменен, туда вошли новые категории заболеваний, и оказалось, что многие люди, до сих пор успешно водившие машину, теперь лишились права ее водить.
Еще одним интересным моментов в этой истории является то, что документ был подписан в самый разгар подготовки к празднику, и вступил в силу 6 января 2015 года – в самые рождественские каникулы. В этот период невозможно получить юридических консультаций, ибо большинство организаций страны находится на каникулах.
Однако, не смотря на праздники, закон вызвал горячие обсуждения в блогах и форумах.
О глухих
Раздел V «Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха» содержит пункт 17: «Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня».
Пока остается неясным, носит ли слово «показание» – рекомендательный характер, или глухим (которые не носят слуховой аппарат) вождение автомобиля теперь запрещено? Ведь что это за загадочный «разрешенный уровень» – нигде дальше не поясняется.
В форумах глухих уже активно обсуждается этот вопрос. Особенно туманна судьба тех, кто не носит слуховые аппараты (СА). Ведь если у человека полностью отсутствует слух, в его индивидуальную программу реабилитации (ИПР) слуховой аппарат не вносится комиссией медико-социальной экспертизы (МСЭ)… Значит, глухим из-за этого абсурдного требования придется ругаться с МСЭ при получении ИПР: хочу водить автомобиль – вписывайте мне в перечень СА! Если глухой даже победит в этом споре – это будет не самое разумное расходование бюджетных средств…
Получается, трактовка новых Правил полностью вверена в руки медкомиссий (где до сих пор сохранился ужасающий штамп «глухонемой», так что не всегда приходится надеяться на компетентность).
Будут ли требовать гаишники предъявить слуховой аппарат при проверке документов у глухого водителя? Эти и многие другие вопросы зависли на данный момент в воздухе.
О других категориях граждан
В правовой системе Гарант.ру даны некоторые пояснения нового закона. К примеру, там сказано: «При деформации стопы, параличе нижних конечностей (при возможности сидения), отсутствии 2 фаланг большого пальца на руке и некоторых других заболеваниях (состояниях) можно пользоваться ТС с ручным управлением. При слепоте одного глаза – ТС, оборудованным акустической парковочной системой».
Эти скудные пояснения не являются достаточными, и у людей осталось множество вопросов относительно водительских прав.
Так, дальтоники (не различающие часть цветового диапазона) были исключены законом из списка водителей. Дальтонизм включен в перечень «противопоказаний» (Раздел IV, пункт 9). Среди них много автомобилистов, и данное решение явилось для них сюрпризом. До подписания нового закона они никогда не имели проблем с получением официального медицинского разрешения водить. Для них всегда было естественно догадываться, что верхний сигнал светофора – красный, а нижний – зеленый. Почему теперь им отказали в праве вождения – загадка.
Еще одну «странность» нового закона отметили специалисты Ассоциации Адвокатов России за Права Человека: в строгие противопоказания попал тарнсвестизм. Полтора месяца назад зрителей YouTube насмешил ролик об Олеге В., который вел машину в дамском наряде. Теперь же костюмированный выезд грозит ему лишением прав. Следуя этой логике, прав можно лишить Александра Пескова или Михаила Галустяна, если они сядут за руль в своем сценическом образе.
В новый закон попали так же ипохондрия (F 45 МКБ), все возможные формы невроза, включая профессиональный невроз (F 48 МКБ). Стоит задуматься: много ли людей останется за рулем, если мы все подвержены стрессам, и невроз в том или ином виде – просто часть нашей жизни?
Раздел «Психические расстройства и расстройства поведения» вызвали наибольше всего сомнений. Так, противопоказанием к вождению оказалось влечение к азартным играм (F63), однако «Нарушения активности и внимания» (F 90) в список не вошли. В закон не попал ряд серьезных заболеваний, таких как синдром Туретта (генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы). И тут возникает вопрос: читали ли наши уважаемые «законо-творцы» те пункты, которые включили в списки, или вслепую скопировали в новый закон часть медицинского справочника?
В целом ситуация требует пояснений: расплывчатость формулировок не позволяет «простому смертному» понять, что кроется за тем или иным пунктом. Автомобилисты уже дали новому закону меткие прозвища: «закон об отбирании прав у каждого 3-его» и «средство борьбы с пробками». Однако, кроме шуток – не хотелось бы остаться «пешком».
Слава Ясин
Карикатура Вадима Кирюхина взята из сборника «Смех сквозь тишину»
Как Всероссийское общество глухих разъясняет сложившуюся ситуацию
ВОГинфо.ру