Союз глухих учителей. Полгода спустя
21 ноября в Москве состоялось расширенное заседание бюро Московского объединения глухих учителей. Как известно, в Москве есть несколько школ I и II вида, и в каждой из них работают глухие и слабослышащие учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Решение о создании профессионального объединения глухих учителей было принято в феврале нынешнего года, а 4 апреля прошло первое общее собрание МОГУ.
И вот после перерыва состоялась очередная встреча членов бюро. Поскольку за последнее время в Москве произошло достаточно много резонансных событий в области образования, к участию в работе бюро были приглашены все желающие члены МОГУ. На это заседание пришли также и представители ВОГ: из МГО ВОГ – Владимир Базоев и Галина Гаврилова, из ЦП ВОГ – Максим Ларионов.
Перед началом официальной части председатель объединения Надежда Чаушьян от имени МОГУ и школы № 65 поздравила замечательного глухого педагога Светлану Соколову с юбилеем. Кстати говоря, юбилярша без малого полвека проработала в московской школе №65 для глухих детей.
Надежда Чаушьян и Светлана Соколова
Официальная часть встречи состояла из трёх основных выступлений. Автор этих строк в виде презентации представила текущую статистику о составе МОГУ. Надежда Чаушьян сделала содержательный анализ проделанной активистами объединения работы. Наконец, Владимир Базоев сообщил об итогах встречи с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Калиной.
Из отчёта Людмилы Жадан выяснилось, что в объединение глухих учителей Москвы с весны 2014 года поступило большое количество заявлений от глухих и слабослышащих сотрудников школ с просьбой о вступлении в МОГУ.
К настоящему времени в рядах МОГУ – около 110 неслышащих педагогов. Отметим при этом, что к концу 2014 года уволились (по собственному желанию) – 6 воспитателей, 2 педагога дополнительного образования и 2 учителя; ушли на пенсию – 1 воспитатель и 2 учителя. Итого 13 человек. Хотя эти люди остаются членами МОГУ, огорчает тот факт, что в настоящее время наблюдается отток специалистов с нарушением слуха из московских школ и детских садов.
Во время оглашения статистического отчета присутствующие стали делиться наболевшим. Некоторые новости звучали весьма грустно. Почти все московские школы (за исключением трёх), были вынуждены объединиться с близлежащими гимназиями для слышащих детей. Это произошло в рамках реформы Департамента Образования г. Москвы под руководством Исаака Калины. К сожалению, во многих школах с зарплаты педагогов убрали процентную «коррекционную» надбавку за «специфику», то есть за работу с детьми с ОВЗ. Чтобы зарплата не сильно упала, многие из педагогов, в ущерб своему здоровью и личной жизни, стали брать больше часов. Во всех школах укрупнили классы, в некоторых школах численность неслышащих учащихся в классе составляет 12-16 человек. По признанию многих присутствующих, в этом учебном году работать в школах стало тяжелее. Всеобщее возмущение собравшихся вызвала информация о том, что в некоторых школах администрация учебных заведений предлагает неслышащим учителям перейти на должность воспитателя. Надежда Чаушьян пыталась всячески ободрить коллег: «Эх! Недаром же китайцы страшным проклятием считают фразу – «чтоб ты жил в эпоху перемен»! Давайте же сообща будем думать, что нам следует сейчас предпринять для решения проблем, стоящих перед нашими школами!»
Порадовал следующий факт: объединению глухих педагогов удалось действительно весьма плодотворно поработать в эти последние несколько месяцев. В апреле по инициативе Надежды Чаушьян был проведен «ликбез»: на общем собрании МОГУ, сразу после утверждения Устава объединения, были прочитаны лекции для членов МОГУ. Глухие учителя с подачи Андрея Андрейкина и Елены Софроновой вникали, что такое «Закон об образовании» и что такое «Проекты СФГОС для глухих и слабослышащих детей». В мае неслышащие педагоги приняли активное участие в работе II Международной лингвистической конференции. Причем, четверо членов МОГУ успешно выступили с собственными докладами в различных секциях (Антонина Шихова, Евгений Мазаев, Надежда Чаушьян, Елена Сильянова). В сентябре члены МОГУ (Дмитрий Алексеевских, Марина Аврина, Людмила Жадан) участвовали в круглом столе по вопросам доработки проектов ФГОС для глухих и слабослышащих детей. Некоторые учителя даже ночами сидели и вчитывались в сложнейшие тексты этих проектов, чтобы успеть сделать свои поправки. В октябре многие неслышащие сотрудники школ вышли на митинг протеста в Москве на Суворовской площади против политики бездумного объединения московских коррекционных школ-интернатов с общеобразовательными. Автор этих строк выступала с обращениями по темам образования в программах «Классный час» и «Пусть говорят». Члены МОГУ обсуждали с представителем Общественной палаты г. Москвы Ольгой Бессоловой ключевые проблемы образования.
Под конец выступили представители руководства ВОГ. Владимир Базоев рассказал о недавней встрече с Исааком Калиной, который постарался ответить на все вопросы по проблемам образования. Члены бюро МОГУ из сообщения В. Базоева узнали также о существовании так называемого Клуба директоров коррекционных школ г. Москвы, а также о заявлении Общественной палаты столицы о готовности включить в свой состав представителя от общества глухих. Максим Ларионов рассказал о том, как ВОГ и члены бюро МОГУ способствовали принятию важного решения о начале масштабной научно-исследовательской работы о месте жестового языка в образовании неслышащих детей на базе ведущих вузов страны.
Во время заседания на лицах учителей можно было заметить разные эмоции: и слёзы, и улыбки, и смех. Не было равнодушных: все собравшиеся представители разных московских школ переживали за свою любимую профессию, за образование и судьбу наших детей.
Людмила Жадан
Фото – Ярослав Пичугин
ВОГинфо.ру