В Новосибирском государственном техническом университете началась реализация образовательного проекта «Доступный русский» для молодёжи с нарушением слуха.
Основная цель проекта – повышение уровня грамотности в области русского языка глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в вузах и колледжах Новосибирска и Новосибирской области, а также повышение уровня интеграции молодежи с нарушениями слуха в общество.
Многие глухие и слабослышащие люди обладают слабыми грамматическими и лексическими навыками в русском языке, в результате чего сталкиваются с рядом трудностей во время образовательного процесса. Уникальность проекта заключается в привлечении двух преподавателей со знанием русского жестового языка – основного средства общения глухих и слабослышащих людей. Это позволит участникам проекта беспрепятственно осваивать русский язык.
«Грамматика русского жестового языка достаточно сильно отличается от грамматики русского языка. Приведу простые примеры: частица «не» в русском языке всегда стоит перед глаголом, а в русском жестовом – после, вопросительные слова «кто», «что» в русском стоят в начале предложения, а в русском жестовом – в конце предложения. И подобных примеров очень много… Поэтому глухие люди, у которых русский жестовый язык является основным средством коммуникации, зачастую испытывают сложности в письме», – отметила Ольга Варинова, президент Сибирской ассоциации переводчиков русского жестового языка.
В ходе проекта будут организованы и проведены групповые и индивидуальные занятия по русскому языку с привлечением как преподавателей, владеющих русским жестовым языком, так и преподавателей без знания русского жестового, но с привлечением переводчиков. Планируется, что в проекте примет участие не менее 40 студентов.
Руководителем проекта является Валерия Гордиенко, переводчик русского жестового языка лаборатории русского жестового языка Института социальных технологий НГТУ НЭТИ. Проект реализуется при поддержке Росмолодежь.Гранты.