Для справки: Международный фестиваль инклюзивного искусства «Inclusive Art» проводится с 2015 года на Урале, чтобы показать уникальные возможности людей с инвалидностью в сфере визуального, танцевального, музыкального и театрального искусства.
17–19 ноября в Екатеринбурге в четвертый раз проходил Международный инклюзивный фестиваль. В этом году на конкурс подаваны 274 заявки (по условиям конкурса участники с 1 июля по 15 сентября размещали видеоролики в формате онлайн на Ютьюбе с открытым доступом) из 8 стран и 24 регионов России по пяти направлениям, в 22 номинациях: «Хореография», «Музыка», «Театр», «Визуальное искусство», «Оригинальный жанр» и «Мастер инклюзии». А компетентное жюри организаторов отбирало на их усмотрение наиболее достойные номера.
Приятным сюрпризом стало, что творческие коллективы инвалидов по слуху «Арлекин» (руководитель Нурлан Тажигулов) и «Непоседы» (Лариса Тараканова) от Республики Мордовии отличились, став трижды лауреатами 2-й степени по направлению «Оригинальный жанр» (номинация «сценическая магия» – дуэт, номинация «жестовая песня» – дуэт), а также по направлению «Хореография» (номинация «эстрадный танец – ансамбль»). Помимо этого, в направлении «Визуальное искусство» (номинация «фото») в число дипломантов данного фестиваля вошел слабовидящий фотограф Рифат Ямбушев.
Изначально планировалось, что на заключительную церемонию награждения и Гала-концерты будут приглашены все лауреаты, но, к сожалению, из-за сложившейся эпидемиологической обстановки очные мероприятия фестиваля было решено провести только для руководителей коллективов – в формате «Творческой лаборатории», на которую был приглашен и автор этой статьи. На церемонии награждения руководители инклюзивных коллективов смогли получить наградные статуэтки, дипломы и подарки лично в руки, а вот Гала-концерты были организованы в формате онлайн и транслировались в прямом эфире на весь мир. Хочется поблагодарить Екатеринбургское РО ВОГ за предоставление на это мероприятие квалифицированного переводчика жестового языка, а также лично Ольгу Палкину, которая практически все время старалась быть рядом и переводить все. Кстати, в некоторых ситуациях мне приходилось использовать мобильное приложение «Прямая расшифровка».
Все три дня стали насыщенными до предела многочисленными бесплатными мастер-классами (частично в формате офлайн и частично по ZOOM-конференции), проводимыми международными и российскими экспертами по самым различным темам и направлениям, дискуссионными площадками, по окончании которых все участники «Творческой лаборатории» получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца по направлению «Культурно-адаптивная деятельность».
Не желая утомлять читателей длинным списком этих трехдневных беспрерывных полуторачасовых занятий, выделю лишь самые уникальные, на мой взгляд, это:
1. Визуальные искусства (Visual Art) – рассказ обо всем, что воспринимается зрением. Участники учились познавать себя через созданные ими образы, расписывая квартетом на листе ватмана (не сговариваясь!) любые узоры и лишь одним определенным цветом. Затем по принципу карусели переходили на «рисунок» коллеги и продолжали дополнять его очередными своими «каракулями». В конечном итоге, как ни странно, во всех четырех углах листа рождались реальные «творения».
2. «Музыка. Социальное взаимодействие. Музыкальная импровизация» – на занятии каждый участник (даже я, абсолютно глухой!) мог познакомиться с любым музыкальным инструментом через импровизированную игру на нем, и при этом под аккомпанемент участника-«дирижера» совместными усилиями рождалась музыка.
3. Хореография: «Импровизация как основа танцевальной терапии» – дискуссионная площадка. Обсуждение конкурсных работ: надо ли выставлять критерий: «Соответствует формату фестиваля?» Стоит ли подавать на фестивали номера, которые далеки от профессионализма? Инклюзивный фестиваль – это профессиональный конкурс или возможность роста?
4. Мастер-класс от слабослышащего преподавателя Алексея Палкина – «Экстрабилити глухих» – «Эмоциональный интеллект». Участники мастер-класса попытались погрузиться в жизнь неслышащего человека и понять, как язык глухих помогает обычным людям воспринимать свои эмоции; как обычные внешние движения рождают эмоции в человеке, который раньше никогда не использовал жестового языка.
5. Импровизировать, подражая звукам различных инструментов на мастер-классе по вокалу и музыке от Мирны Клэйтон из США.
6. Но наиболее яркие впечатления все участники получили на мастер-классе Андрея Афонина (Москва) «Выбор темы инклюзивной театральной постановки – Принципы создания спектакля с участием актеров с особенностями развития». Здесь участники, разделенные на две команды (в одной колясочник, в другой неслышащий), с нуля придумывали две театральные постановки. Они учились взаимодействовать, используя тело и эмоции. Учились видеть, наблюдать, вживаться в роль и формулировать мысли и впечатления. На этих фотографиях постановка о самом запретном.
Три дня пролетели как один миг. Новые знания, море впечатлений, новые знакомства и перспективы сотрудничества… Практика показала, что творческим личностям не страшны ни вирусы, ни расстояния, а современные технологии позволяют объединиться на одной фестивальной площадке профессионалам и начинающим талантам из самых разных, географически удаленных уголков страны.
Нурлан Тажигулов,
заместитель председателя Мордовского РО ВОГ