Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Конференция «Векторы образования глухих обучающихся…». Тезисы участников

27 марта 2024 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Векторы образования глухих обучающихся: традиции, вызовы, перспективы». Организаторы мероприятия: Институт специального образования и психологии МГПУ и Московская городская организация ОООИ ВОГ.

С приветственным словом к участникам конференции выступила вице-Президент ОООИ ВОГ Ольга Шевнина. Сама конференция была поделена на три сектора и длилась с 11 до 19 часов. Делимся основными цитатами некоторых выступающих участников конференции.

Салихова Нурия Забировна, заместитель председателя регионального отделения ОООИ «Всероссийское общество глухих» по Республике Башкортостан

Тема: «Опыт взаимодействия государства и общества глухих в вопросах образования детей с инвалидностью по слуху на примере Республики Башкортостан»

Опрос родителей выявил, что не только мы, но и родители тоже недовольны качеством и уровнем знаний и грамотности своих детей, и они видят 2 масштабные причины проблемы:

Первая – это отсутствие системы раннего развития детей с нарушениями слуха и обучения родителей методикам самостоятельного развития глухих и слабослышащих детей в домашних условиях. Сегодня я не буду подробно останавливаться на этой причине. Скажу только, что, действительно, практическая каждая семья со слышащим ребенком начинает возить его по развивающим центрам и кружкам, согласитесь? Такой возможности у родителей неслышащих детей нет. Да и со специализированными детскими садами тоже вопрос. В нашей республике, например, всего один коррекционный садик для неслышащих детей, всего на 40 с лишним мест. Думаю, везде схожая ситуация. Это предмет отдельного большого доклада и разбирательства.

Я бы сегодня хотела остановиться на второй названной родителями причине недостаточного уровня знаний и грамотности детей: в коррекционных школах не используют такой важный вспомогательный инструмент для доступной передачи информации и знаний неслышащим детям как русский жестовый язык. Обратите внимание, русский жестовый язык – не как самоцель «Хотим, чтобы в школе был жестовый язык!», а как важный инструмент получения знаний. <…>

По всей России уровень знаний детей с нарушениями слуха не устраивает их родителей, по всей России родители видят одной из главных причин этого – отсутствие жестового языка в школах. Самое интересное, что и многие преподаватели коррекционных школ согласны с этим, но они работники системы, поэтому для перемен к лучшему и изменения должны быть системными.

Большаков Никита Викторович, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук, доцент.

Тема: «Социальные аспекты изучения жестового языка в образовании глухой молодежи»

В образовании культура в широком смысле слова играет принципиально важную роль. С учетом того, что глухие уже несколько десятилетий рассматриваются как уникальная группа с особыми культурными традициями, лингвистическими нормами, социальными практиками, в основе идентичности которой находится владение жестовым языком, важно думать о том, насколько современные педагогические и профориентационные методики и практики способны предложить глухим и слабослышащим траекторию, которая будет учитывать их культурные и языковое потребности.

Согласно нашему исследованию, система профессионального образования оставляет глухим и слабослышащим относительно узкий коридор возможностей в силу разных системных проблем, а самой глухой молодежью культура глухих и жестовый язык воспринимаются зачастую как инструменты поддержки глухого подростка/молодого человека, растущего в слышащем обществе.

Алексеевских Дмитрий Юрьевич, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, начальник отдела образования и трудоустройства аппарата Общероссийской общественной организации инвалидов “Всероссийское общество глухих”, кандидат педагогических наук.

Тема: «Что происходит с системой образования детей с нарушениями слуха (взгляд ОООИ «Всероссийское общество глухих»)»

Существуют значительные проблемы в системе образования детей с нарушениями слуха, которые отражаются как на качестве самого образования глухих и слабослышащих людей, так и на уровень их познавательного и личностного развития в целом. И в большей степени данные проблемы образования имеют негативные последствия для людей с нарушениями слуха и для общества в целом. Так наше государство из-за низкого качества образования людей с нарушениями слуха не может в полной мере воспользоваться трудовым, творческим, интеллектуальным потенциалом глухих и слабослышащих граждан.

ВОГ считает, что присутствует острая необходимость в выстраивании целостной системы образования людей с нарушениями слуха от ранней помощи до получения ими профессионального образования и дальнейшее самосовершенствование глухих и слабослышащих в системе непрерывного образования, в том числе и через дополнительное профессиональное образование,  на протяжении всей их жизни.

Жадан Людмила Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Тема: «Деятельность Московского объединения глухих учителей»

На регулярных встречах МОГУ заслушивались доклады на различные темы, обсуждались общие проблемы. Подчеркнем, что в этот период ряд столичных школ в рамках реформы Департамента образования Москвы под руководством Исаака Калины были вынуждены объединиться с гимназиями для слышащих детей. Сурдопедагогика переживала сложный этап. С зарплаты педагогов убрали процентную «коррекционную» надбавку за «специфику», то есть за работу с детьми с ОВЗ. Чтобы зарплата не сильно упала, многие из педагогов, в ущерб своему здоровью и личной жизни, стали брать больше часов. Во всех школах укрупнили классы, по признанию многих, работать в школах стало гораздо тяжелее. Были факты не совсем корректного отношения представителей администрация учебных заведений: некоторых школах неслышащим учителям вынудили перейти на должность воспитателя, были случаи склонения к увольнению глухих учителей по не совсем понятным обстоятельствам. Всегда МОГУ было местом, где можно было поделиться и найти поддержку коллег.

Попелло Анна Анатольевна, председатель Томского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих».

Тема: «Русский жестовый язык как инструмент образовательной среды»

Самое страшное – когда ребенок не владеет свободно ни жестовым языком, ни звуковой речью. Эта коммуникационная депривация ограничивает его как в получении и освоении информации, так и в самопознании, в выстраивании внутреннего диалога, осложняет либо делает практически невозможным процесс самоидентификации. И умственная отсталость, которую часто диагностируют у таких детей, очень часто является вторичной — следствием именно коммуникационной депривации. <…>

Мы, сообщество глухих педагогов и родителей, бесконечно благодарны тем педагогам, которые осваивают русский жестовый язык, стараются его использовать, не стесняются обращаться за помощью в освоении к глухим родителям, глухим педагогам, опытным коллегам. Стремитесь к свободному владению русским жестовым языком и увидите, каких вершин педагогического мастерства вы достигнете благодаря ему и вашему желанию научить детей большему. Ведь свободная коммуникация между педагогом и детьми – это залог успешного и продуктивного взаимодействия.

Леонидова  Ирина Александровна, учитель математики, ГБОУ “Курчатовская школа” отделение Меридиан.

Высоцкая Анна Владимировна, учитель математики, ГБОУ “Курчатовская школа” отделение Меридиан.

Тема: «О преподавании математики глухим обучающимся с использованием элементов»

Прежде всего хотелось бы сказать про необходимость сохранения коррекционных школ для детей с нарушением слуха и сохранения старых правил по комплектации классов. В настоящее время часто бывает так, что в одном классе обучаются дети с разными маршрутами обучения. Учителю сложно работать, так как требуется готовить для обучающихся задания по разным темам.

Мы используем материалы единой образовательной платформы «Московская электронная школа» (МЭШ). Большинство сценариев уроков из библиотеки «МЭШ» глухим и слабослышащим детям не подходят, можем использовать только некоторые фрагменты урока. Многие учебные материалы на этой платформе не адаптированы для обучающихся с нарушением слуха. При этом «МЭШ» – удобный сервис,  было бы хорошо размещать и видеоматериалы на русском жестовом языке, а также с русскими субтитрами. Это поможет и учащимся, и нам, глухим учителям.  Подводя итоги, нужно отметить, что использование жестов русского жестового языка параллельно с устной и жестовой формой русского языка («кальки», КЖР) является одним из методическим приемом при обучении математики детей с нарушением слуха.

Необходимо:

  • сохранить коррекционные детские сады и  школы для детей с нарушением слуха,
  • адаптировать материалы из библиотеки МЭШ для неслышащих обучающихся,
  • разработать словарь математических терминов на РЖЯ.

Савченко Екатерина Александровна, преподаватель русского жестового языка, преподаватель русского языка как второго для детей

Тема: «Языковая среда: её влияние на развитие дошкольника в семье глухих родителей»

 Адаптированные образовательные программы (АОП) дошкольного образования для детей с нарушением слуха разработаны с упором на развитие слухового восприятия, развитие устной речи, на понимание речевых и неречевых звуков, на развитие и активацию речевой среды, и с учетом ранней реабилитации, то есть ранним слухопротезированием до 1-1,5 года слуховыми аппаратами или кохлеарной имплантацией. То есть программа направлена на усиление речевой деятельности ребенка, и это возможно в семье слышащих родителей, где есть постоянная речевая среда. А по отношению к глухим родителям, данная программа, к сожалению, не работает, и для данной категорий родителей нужна другая педагогическая и социальная помощь для перехода с одной языковой среды на другую, и при этом сохранить мотивацию ребенка в познании окружающей среды посредством жестового языка на речевую среду, то есть сохранить опору в виде инструмента речи – жестовый язык. Нигде не упоминается о помощи ребенку с разной степенью потери слуха из семьи глухих родителей, в которой тотально отсутствует речевая среда, у них в общении преобладает общение на русском жестовом языке.

Зачастую сурдопедагоги (дефектологи, работающие с детьми с нарушением слуха) не владеют жестовым языком, не могут полноценно общаться и давать рекомендации родителям, затрудняются помогать детям, у которых есть словарный запас лексики только на жестовом языке, ведь в соответствии с программой глухие дети должны научиться говорить, слышать и понимать только устную речь.

Это противоречит профстандарту «Педагог-дефектолог» (профиль: нарушения слуха), вступивший в силу 1 сентября 2023г. Там есть требование, как: Использовать русский жестовый язык на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.

Русский жестовый язык для глухих родителей и их детей является важным инструментом в познании мира до запуска речи, до развития слухоречевой реабилитации, его можно назвать как «подушка безопасности» от языковой депривации. На базе обширной лексики РЖЯ глухому ребенку под руководством грамотного педагога со знанием РЖЯ легче понимать мир русского языка.

Шмелев Николай Евгеньевич, руководитель Медиа-группы Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

Тема: «О пользе жестового языка в системе СПО»

В чём заключается доступная среда для глухого и слабослышащего студента? Как правило, для группы глухих разрабатывается «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования для обучающихся с нарушением слуха». На бумаге написано красиво, но какой комфорт на себе ощущает глухой студент? К сожалению, некоторые преподаватели стоят спиной к глухим детям, что-то говорят и пишут на доске. Это не доступная среда. Никакая «адаптированная образовательная программа» не поможет глухому студенту понять преподавателя, который стоит спиной к детям. Важно знать не только саму программу, а хотя бы базовый уровень понимания, как работать с глухими ребятами. <…>

Стоит обратить внимание и на методическую работу. В некоторых учебных заведениях, где полностью обучаются только глухие дети, часто берут на работу сотрудника, который никогда в жизни не сталкивался с неслышащими детьми. Я никогда не пойду работать в коррекционную школу, где учатся дети с особыми потребностями, к примеру, с нарушением зрения. Я просто побоюсь без должной информации и соответствующего обучения устроиться на такую работу. Некоторых педагогов «особые дети» почему-то не пугают. Что мы имеем сейчас: специалисту (особенно молодому), который приходит в учебное заведение и начинает работать с глухими, работать становится трудно: он не всегда понимает, как контактировать с такими детьми, как вести уроки. Некоторые слышащие специалисты считают, что, если рядом есть переводчик жестового языка – можно расслабиться и без умолку толкать речь. В то же время, может быть и такое, когда некоторые глухие специалисты, владеющие жестовым языком, могут не знать методику обучения. Всем этим педагогам нужно оказывать помощь. Не во всех учебных заведениях есть методическая помощь таким педагогам, и это беда. С учителей не забывают требовать отчёты и загружать их документами, а вот помочь учителю – не каждая администрация может.

Рождественская Ирина Борисовна, учитель Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52 города Москвы.

Тема: «Жестовая песня как одна из форм социализации и коммуникации детей с нарушениями слуха»

Жестовая песня –это выражение слов песенного произведения через видимую артикуляцию (проговаривание), через русского жестового языка и эмоционального перевоплощения – полного погружения в тему. Ведь если этого не произойдет, жест останется холодным и безжизненным. Любая песня на жестовом языке обретает объем и смысл. Жестовая песня жизненно необходимо детям с недостатками слуха, так как нехватка слуха компенсируется выразительностью рук и взгляда. Руки участников настолько точно передают слова, музыку, смысл и настроение, что у слушателей возникает ощущение, будто они и впрямь слышат знакомый мотив.

Соблюдение темпа, ритма, учет мелодики песен вырабатывают у обучающихся и беглость, и плавность устной речи. Работа над текстом позволяет неслышащим осмыслить и эмоционально выразить содержание песни: от мысли автора к выразительному жесту, от выразительного жеста к четкой артикуляции и интонированному голосу.

Приобретая навыки синхронного перевода текста на жест, неслышащий обучающийся сохраняет и закрепляет основы устной речи, закрепляет навыки словесно-жестового двуязычия.

Добавить комментарий