25 января в Госдуме прошло заседание рабочей группы экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Данная рабочая группа организована депутатом ГД РФ Татьяной Буцкой.
От Всероссийского общества глухих участие приняли: руководитель Медиа-группы ВОГ Николай Шмелёв, начальник отдела образования и трудоустройства Аппарата ВОГ Дмитрий Алексеевских, председатель МГО ВОГ Александр Бочков.
Татьяна Буцкая зачитала предложения Министерству просвещения Российской Федерации по итогам Парламентских слушаний на тему: «Социокультурная интеграция детей с нарушением слуха», которые прошли при активной организации и участии Всероссийского общества глухих 22 января 2024 года.
Николай Шмелёв, руководитель Медиа-группы ОООИ ВОГ:
«Еженедельно по всем российским школам проходят занятия «Разговоры о важном». На сайте проекта размещены методички для педагогов, но основные видеоролики идут без субтитров. Далеко не каждый педагог сможет правильно перевести речь из видеоролика глухому школьнику или студенту. В результате уроки у глухих и слабослышащих учащихся могут проходить формально, чего, конечно, допускать нельзя».
Татьяна Соловьёва, директор Института коррекционной педагогики заявила, что организация готова сотрудничать со Всероссийским обществом глухих по части подготовки видеоконтента с использованием русского жестового языка. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Сачко с одной стороны указала, что субтитры не решат проблему доступной среды, так как педагоги сами должны работать с детьми, с другой стороны признала, что работу по адаптации видеоконтента нужно продолжить.
На встрече также были подняты темы по реальному выбору у родителей между специализированной школой-интернатом и инклюзивной школой, по вопросу обучения педагогов-дефектологов русскому жестовому языку (РЖЯ).
Как отметила замдиректора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства Юлия Сачко, в стране насчитывается порядка 1,5 тыс. коррекционных школ разного типа. Около 20 тыс. детей школьного возраста из 17 млн российских школьников имеют нарушения слуха, – сообщает ТАСС.
«Сказать, достаточно или недостаточно школ, я думаю, никто никогда не сможет по причине того, что они всегда были не одинаково распределены по территории РФ, уже тем более по территории одного субъекта. Не в каждом субъекте были и есть все восемь типов школ. Открыть в каждом муниципальном образовании, в каждом городке все типы коррекционных школ, конечно, невозможно», – добавила она.
Говоря об учебниках для таких детей, Сачко отметила, что Институт коррекционной педагогики завершает формирование экспертного мнения о том, какие учебники нужно актуализировать.
«У нас еще не все линейки учебников для глухих и слабослышащих, а также для ряда других нозологических групп разработаны. И эта проблема возникла более 20 лет назад. После того, как советские учебники, которые переиздавались из года в год, которые до сих пор лежат в школьных библиотеках с лексикой “пионеры”, “колхоз” и другие, ушли из федерального перечня, вслед за ними новые не пришли», – сказала директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева.
Это связано с тем, что в 1990-е годы произошел упадок научно-педагогических школ, а за ним последовало сокращение числа профильных специалистов, пояснила Соловьева.
«В Институте коррекционной педагогики в 1992 году насчитывалось 664 человека, а в 2017 году – 36. Происходит полный развал, учебники писать некому. Сейчас мы собираем коллективы, я могу анонсировать, что в августе этого года на экспертизу выйдут учебники, которых не было 15 лет. В их числе “Русский язык и развитие речи. Основная школа” для глухих и слабослышащих. Мы эту работу запустили», – добавила она.
Следующая рабочая встреча в Госдуме пройдёт с представителями Министерства здравоохранения.