28 марта 2024 года состоялся круглый в формате ZOOM-конференции на тему «Роль русского жестового языка в образовании и социализации детей с нарушениями слуха». Принять участие в мероприятии были приглашены родители детей с нарушениями слуха, руководители и сотрудники образовательных организаций, где обучаются дети с нарушениями слуха, представители Министерства образования Оренбургской области, и представители Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (г. Москва). Работу конференции открыл врио Президента ОООИ ВОГ Ильфат Кудакаев.
Участники обсудили роль РЖЯ в социализации детей с нарушениями слуха, организацию курса по изучению жестового языка для родителей детей – инвалидов по слуху на базе Оренбургского РО ООИ ВОГ.
Так, все участники единогласно отметили, что детей с нарушениями слуха важно обучать на РЖЯ. Алия Испаева, мама ребенка с нарушением слуха, подробно рассказала о различных исследованиях, доказывающих, что для успешной социализации глухого ребенка изучать РЖЯ нужно начинать как можно раньше. Так у него не сформируется вакуум общения, который часто бывает у глухих детей слышащих родителей.
«По мнению Всемирной федерации глухих, реабилитация неслышащих невозможна без жестовой речи. В большинстве цивилизованных государств для слышащих родителей овладение жестовой речью обязательно с первых дней жизни их неслышащего ребенка.
Таким образом, отмечу важную роль жестового языка для гармоничного развития и воспитания детей с нарушением слуха, прослеживая прямую зависимость успешного развития неслышащего ребенка от уровня владения жестовой речью. Однако уровень владения жестовым языком у значительной части слышащих родителей, воспитывающих неслышащих детей, остается низким, а значит и сотрудничество, равноправное речевое партнерство между ними проблематично», – выступила с докладом Алия Испаева.
Начальник отдела образования ОООИ ВОГ Дмитрий Алексеевских рассказал о роли инклюзии в системе образования, отметив, что во всем мире для глухих детей принят билингвистический подход: ребенок учит и жестовый язык, и устный. Однако, к сожалению, на данный момент в большинстве школ нет программы изучения РЖЯ.
Также родители подняли вопросы о трудностях при взаимодействии со школами Оренбургской области по вопросам образования глухих детей. ВОГ со своей стороны постарается решить эти вопросы, оказав необходимую поддержку.
По итогам совещания участники сделали вывод о необходимости изучения жестового языка детьми, что позволит не только эффективно усваивать учебный материал, но и расширять свой словарный запас, правильно излагать свои мысли, грамотно общаться на жестовом языке, полноценно использовать услуги перевода на жестовый язык, ну и, в дальнейшем, получать профессиональное образование на жестовом языке и социализироваться через систему социокультурных мероприятий Всероссийского общества глухих.