Начальник отдела образования и трудоустройства ВОГ Дмитрий Алексеевских оценил нынешнее состояние дистанционного обучения для глухих в материале Deafmos.
Уже не раз поднимался вопрос о проблемах дистанционного обучения глухих и слабослышащих. С марта многие дети с нарушениями слуха вынужденно сидят на дистанционном образовании. Появились проблемы, били в колокола, ВОГ тоже в стороне не остался. Но! Уже год заканчивается, а большинство проблем, о которых говорили и педагоги, и родители, и общественники, так и не решены.
В РОССИЙСКОМ ИНФОРМЦЕНТРЕ ООН
В Информационном центре ООН каждый год, в начале декабря, проводится традиционный круглый стол, посвящённый Международному дню инвалидов. Представители власти и общественности за этим столом обсуждают насущные проблемы людей с инвалидностью и ищут пути их решения.
Прошлый 2020–й год был непростым. Ситуация с пандемией COVID-19 повлияла на многие сферы нашей жизни. И об этом, говорили на круглом столе 7 декабря 2020 года в Информцентре. Впрочем, стола не было –мероприятие прошло в дистанционном формате. Темой обсуждения стали «Проблемы инклюзивного подхода в условиях пандемии».
Представители различных организаций рассказывали о проблемах, с которыми столкнулись люди с инвалидностью в условиях пандемии, и о том, что было сделано для улучшения их качества жизни.
Выступили и представители ВОГ. Начальник отдела образования и трудоустройства аппарата ВОГ Дмитрий Алексеевских поднял наболевшую проблему педагогов, родителей и обучающихся с нарушениями слуха. Это – адаптация дистанционного формата образования для глухих и слабослышащих.
Точнее – отсутствие этой адаптации.
О ЧЁМ ГОВОРИЛ АЛЕКСЕЕВСКИХ
Что дистанционная учёба для неслышащих детей не слишком удобная вещь, ВОГ говорил и ранее чиновникам, отвечающим за образование. А когда грянул гром, и школьников спешно перевели на дистанционку, то оказалось: не готовы, в большинстве случаев, все – ни сами обучающиеся, ни педагоги, ни родители.
Начнем с того, что сама электронная школа, распиаренная в российских СМИ как великий технологический прорыв, не адаптирована под нужды лиц с нарушениями слуха.
Учебный материал в видео- и аудиоформате не сопровождается субтитрами и переводом на русский жестовый язык.
Часть педагогов заслуженного возраста не дружат с компьютером, не знают, как работать с различными программами и – главное! – не владеют навыками коммуникации с неслышащими учениками и студентами.
Именно ситуация с переходом на дистанционный формат показала, как может быть велика роль жестового языка во время учебных занятий.
Неслышащим студентам часто приходилось дистанционно внимать преподавателю без переводчика. Они были вынуждены использовать на своих смартфонах и планшетах различные приложения, которые преобразуют устную речь в текстовый формат. Но «робопереводчики», разумеется, переводят не всегда адекватно, поэтому некоторая информация упускается…
Было много случаев, когда педагоги перекладывали часть своей работы на родителей по разъяснению и отработке нового учебного материала. Но ведь сами родители оказались к этому не готовы! Работа, домашние дела, другие взрослые проблемы… А тут к традиционной проверке домашних заданий им пытаются добавить и собственно урок!
Другая проблема – это несоблюдение здоровьесберегающих технологий во время дистанта. Попросту говоря, многочасовое сидение за компьютером портит здоровье, зрение и осанку у всех – и у детей, и у педагогов. Необходимо соблюдать определённые нормы работы с компьютерной техникой. Но кто об этом думает?
Не каждая семья может позволить иметь качественную компьютерную технику, которая необходима для успешной учёбы в условиях дистанционного обучения. Да и качество интернет-связи не у всех ровное.
А если детей в семье несколько, и у всех одновременно идут уроки? Каждому по компьютеру? Многие использовали мобильные телефоны, что совершено не способствует серьёзному вниканию в урок…
Надо заметить, что в системе московского образования – более 100 неслышащих педагогов. И для них самих учебно-методический материал на МЭШ (интернет-портал «Московская электронная школа») зачастую не был доступен: опять же видео- и аудиоматериалы не сопровождались субтитрами и переводом на РЖЯ.
ТЕМА ПРО TEAMS
Вроде бы не сразу, но привыкли педагоги и дети к использованию программы Zoom. Но московские чиновники от образования не дают скучать никому! В систему московского образования приказали внедрить программу Teams – мол, только её использовать в дистанционном обучении.
Может, программа и хорошая, но для неслышащих она не доведена до ума. Почему?
Например, в тот момент, когда учитель показывает презентацию с помощью этой программы, экран с учителем уменьшается в размерах, ставится в ощий ряд со всеми участниками чата (как на фото). Глухим детям сложно разглядеть артикуляцию педагога. Без чтения с губ восприятие учебного материала падает почти до нуля.
Важно добавить, что в некоторых приложениях, например, в Skype и Google Meet, которые можно использовать для дистанционного обучения неслышащих, есть возможность включить автоматические субтитры. Конечно, они не дают стопроцентной гарантии правильного перевода устной речи в текст, но понимать на занятии, о чём идет речь, вполне возможно. Правда, если неслышащий учащийся обладает достаточной грамотностью…
ВОГ обо всех проблемах дистанционного формата обучения говорит во всех коридорах власти. Уже готовы соответствующие документы, которые регламентируют дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для глухих и слабослышащих.
Эти документы сейчас корректируются с учётом замечаний общественных организаций инвалидов, в т.ч. и ВОГ. Внедрение новых установок в систему образования позволит в будущем не повторять ошибок и сделать дистанционное образование доступным и качественным для лиц с нарушениями слуха.
ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ И ДЕТИ
Ответы неслышащих участников опроса, понятное дело, анонимные. Департамент образования и науки Москвы, а также директора школ очень заботятся о «чести мундира», и никто не хочет неприятностей себе на голову из-за критических высказываний.
А.О.,
педагог дополнительного образования:
Однозначно, дистанционный формат не для
нас! Дети с трудом понимают обращённую к ним речь педагога. Педагогам надо
использовать вспомогательные средства общения, но они редко это используют. А
потом, большая нагрузка на зрение детей с нарушениями слуха. Все время смотрят
в экраны компьютеров, телефонов – дети сильно утомляются, зрительно воспринимая
информацию, теряют зрение. И никто не предусмотрел, что слабослышащим детям
нужны хорошие наушники, звукоусиливающая аппаратура, чтобы воспринимать учебный
материал с помощью остатков слуха.
Л.Ж.,
мама:
Дистант – это очень сложная форма обучения
для учащихся с нарушением слуха. Нагрузка на зрение непомерная. Не все имеют
дома хорошие наушники, хороший интернет. Много нюансов нужно учесть. Учебный
материал должен быть сжат и подготовлен безукоризненно, артикуляция у педагога,
сидящего перед камерой, должна быть чёткая, свет должен падать на лицо, нужно
обязательно продумывать наглядный материал, желательно владение русским
жестовым языком или хотя бы жестовым обозначениями основных терминов – это всё
очень-очень важно учитывать. Педагог должен быть научен этой деятельности. Пока что
у нас со всем этим очень печально.
Д.Р.,
дедушка:
Если слышащий ребёнок может не смотреть постоянно
на монитор, записывая, что там учитель говорит, то наши дети так не могут.
Постоянное внимание на учителя в мониторе. Это очень утомляет, снижается
внимательность… У большинства семей мониторы бытовые. Недорогая матрица (отсюда
слабая контрастность) и другие параметры не рассчитаны на многочасовые сидения.
Ещё и камеры недорогие с низкими характеристиками воспроизведения. Все это ещё
как влияет на ребенка и его зрение! Как правило, в семьях 20-23 дюймовые
мониторы. Санитарные нормы настоятельно рекомендуют работать на нем на
расстоянии 1,5-2 метра. Хочу очень знать, как в таком случае ребенку смотреть
на маленькую картинку с учителем? Да ещё и некачественную. Увеличить ёе на весь
экран? Еще больше искажений. Вот и вынужден ребенок практически все время
близко пялиться в монитор. Нет, дистанционка больше для «говорящих»! (От редакции:
ссылка, где говорится про нормы СанПина здесь)
Е.С.,
мама:
Как я знаю, многие родители глухих и
слабослышащих детей негативно пишут о дистанционном обучении. Непонятно ничего
из уст педагога, не всегда есть чат со стороны учителя для оперативного общения
и обратной связи.
Н.Е.,
педагог:
Программа Teams вообще не для глухих и
слабослышащих. Дистант сейчас вынужденная мера, к сожалению… Для общения с
учителем необходимо такая система, которая бы была удобна для зрительного
восприятия. Например, Zoom или Googlе Meet. Последнее часто использую в работе
со своими детьми, если разрешают. Хотелось бы, чтобы наши учителя всё-таки
знали жестовый язык, чтобы через экран могли детям объяснить тему, ответить на
вопросы…
М.Г.,
папа:
Отрицательно отношусь к дистанционной
форме! Как работают учителя – тоже не нравится. Будь моя воля — 70% учителей
выгнал бы из школы!
С.Б.
педагог:
Начну с общих проблем, характерных для
любых школьников сейчас: учится тот, кто хочет учиться. Мотивированных детей
мало. Если у родителей нет возможности организовать учебный процесс дома,
ребёнок просто не посещает дистанционные занятия, и такие «прогульщики» есть
практически в каждом классе. Важно понимать, что «организовать учебный процесс»
– это не значит выполнять задания вместо детей. Учителям нужно только
регулярное присутствие детей на уроках.
Специфические проблемы, характерные для глухих школьников. Это, во-первых, технические. Teams хуже, чем Zoom, передает видеоизображение. В Zoom проще создать урок под возможности глухих детей: показать презентацию и работать с ней, параллельно оставляя окно учителя крупного размера.
Во-вторых, проблемы образовательные. Сложно понимать, насколько дети усвоили новый материал. Чаще всего – не усваивают. Глухим детям важны практические задания, наглядные материалы. Все это на дистанте реализовать сложно. Добавлю: без контроля родителей дистанционное образование проблематично, но ведь если родители слышащие и не имеют хорошего контакта с глухими детьми, или работающие, у детей возникают трудности.
Есть и другая противоположная сторона медали: родители все пишут за детей. Так двоечники на дистанте становятся отличниками…
М.М.,
педагог:
Если честно, сначала и дети, и педагоги
боялись дистанционного обучения. Но, поскольку нас принудительно отправили на
дистанционку, учителям пришлось осваивать искусство вести уроки по видеосвязи,
а детям – выполнять и отправлять задания через интернет. В целом все научились
справляться с этим вполне неплохо. Но самое неприятное в этой истории то, что
для глухих и слабослышащих детей практически ничего не предусмотрено.
Если даже в «коррекционных» (официально такого названия уже не существует, имеются в виду бывшие специальные школы для глухих и слабослышащих) учреждениях некоторые педагоги сами отправляют школьникам ссылки на видеоролики, в которых есть автоматические субтитры на корявом русском языке, и думают, что этого достаточно, то что уж говорить о других инклюзивных школах, в которых учатся неслышащие дети?!
Но, с другой стороны, сами педагоги не виноваты в том, что на образовательных сайтах и популярных видеосервисах недоступны русские субтитры. Электронный журнал (ЭЖ) часто работает с перебоями – тяжело и учителям, и детям, и родителям. Учителя сильно переживают: какие-то данные часто не сохраняются, всё пропадает, а родители дёргают администрацию, когда их дети не могут войти в ЭЖ.
Администраторам электронных журналов в августе-сентябре нужная информация предоставлялась очень поздно, в результате чего технические специалисты вынуждены были по нескольку раз менять учебные планы, электронное расписание – никто не ценил их время. И делали они это всё, как правило, ночами.
Ещё больнее от того, что программа Teams оказалась абсолютно непригодной для занятий с неслышащими детьми. Ведь в Teams, в первые месяцы работы, невозможно было увидеть полноценный рабочий стол с учениками. Система сама ловит речь и отображает говорящего крупным планом. А какие звуки у глухих детей? В результате на главном экране отображались другие ученики, которые стучали чем-нибудь или издавали непроизвольные звуки. Дети, которые изъяснялись только на ЖЯ, оставались на заднем плане.
При показе презентации видеоэкран учителя смещался в сторону и становился очень мелким. Глухие дети были вынуждены присаживаться ближе к монитору экрана, чтобы лучше видеть педагога, который что-то комментировал к данной презентации. Ведь дети не слышат, и они понимают педагога либо по губам, либо с помощью жестового языка.
Такая же ситуация и у педагогов: учителя хотят понимать детей, но окошки детей во время показа презентации расположены мелко, и учитель не всегда видит и не всегда понимает ответы неслышащих детей, особенно когда они говорят плохо или объясняются на жестовом языке.
В конце декабря в сообществе «Учительская МЭШ» учителям школ для глухих были предложены варианты работы с программой Teams при обучении глухих детей. Но эти предложения не связаны с доступными функциями Teams: было лишь предложено использовать трансляцию второй камеры для того, чтобы дети лучше видели учителя, а презентацию расположить рядом – получается три блока в одном окне.
Учитель с утра до вечера ведёт уроки и ему хочется комфортно проводить уроки, а не делать каждый раз лишние движения. Пользоваться другими программами (тем же Zoom, у которого нет таких больших проблем, как с Teams) официально запрещают! Даже проводят проверки и наказывают тех, кто не работает с этой программой.
Мы верим, что со временем функций в Teams станет больше, программа станет комфортной для работы. Только очень жаль, что много времени уходит не на обучение детей, а на технические настройки и соблюдение излишне строгих инструкций.
Е.С.,
мама, общественный деятель:
Дистанционное обучение в условиях пандемии
вируса – это вынужденная мера, но, к сожалению, она не реализует особые
образовательные потребности глухих и слабослышащих детей. То есть отсутствуют
субтитры и переводчик русского жестового языка. И дети выпадают из учебного
процесса. Наше министерство просвещения какие цели ставит в своей работе?
Предоставление возможностей для получения качественного образования всем детям
без исключения. Но при этом чиновники отбирают эту возможность у вышеупомянутой
категории детей. Как всегда, создавая новые правила, забывают о тех, кто не
слышит.
И это неудивительно, ведь везде работают слышащие люди. Даже в ИКП РАО отсутствуют глухие специалисты, которые были бы «голосом» глухих и слабослышащих детей. Всё это приводит к тому, что для глухих ничего не делают, потому что не знают, как всё должно быть устроено.
На всякий случай подчёркиваю ещё раз: любая звуковая информация должна дублироваться в виде субтитров, текста или перевода на русский жестовый язык. Вы, представители системы образования, обязаны давать детям знания, базу, на основе которой они будут успешно обучаться в вузах. Не произношение позволит им там защитить диплом, а приобретённые в ходе обучения умения, навыки, знания!
Как видно из этого опроса, спектр проблем широк. Ясно, что нынешний формат дистанционного обучения неслышащих сильно проигрывает по качеству прежнему, доковидному, обычному обучению в классах и аудиториях.
Но и совсем отказываться от дистанционных форматов образования тоже глупо. За ними будущее: в плане возможности получить дополнительное профессиональное образование, высшее, повышение квалификации и т.д. Это вполне удобный формат для студентов и взрослых. Для детей же, всё-таки, нет ничего полезнее, чем «живой урок» в школе. Так или иначе, важно сделать дистанционку доступнее для неслышащих людей.
Автор рисунка: Нина Андрейкина
Источник: Deafmos