Сегодня в России на 1000 детей приходится 1 глухой ребёнок. Это сухая статистика, за которой стоят судьбы ребят. Как растут такие дети, как социализируются и учатся, что ждет их в будущем? Обычно инвалидам по слуху присваивают 3-ю группу инвалидности с небольшой пенсией. Не более 10% из них устраиваются чаще всего на низкооплачиваемые должности. Происходит это, в основном, из-за недостаточной подготовки в раннем возрасте. Как в целом противостоять развитию данной регрессивной тенденции, как полноценно жить с таким диагнозом, как «быть» родителем ребенка с нарушением слуха – на эти и другие вопросы искали ответы вместе с директором Центром развития и поддержки глухих и слабослышащих детей АНО «Я понимаю» Еленой Соловейчик.
− С какими трудностями сегодня сталкиваются дети с нарушением слуха и их родители?
− В дошкольных учреждениях таких детей готовят по устаревшим адаптированным программам 1991 года «выпуска», что приводит к затруднениям в освоении учебных дисциплин в школе и ограниченному словарному запасу. Поэтому к моменту поступления в школу большинство глухих и слабослышащих детей активно используют в своей речи только 400-500 лексических единиц против 6000 ед. у детей с нормальным слухом! При этом только треть выпускников с нарушением слуха после дошкольных учреждений способны внятно говорить.
В коррекционных школах уроки проходят без учёта лингвистических особенностей детей, т.е. русскому обучают как родному, в ряде случаев без применения жестового языка, из-за чего страдают коммуникативная и когнитивная сферы жизни учеников.
Ненамного лучше ситуация у детей более старшего возраста и взрослых. По данным ЦП ВОГ только 18% от общего числа учтённых членов Всероссийского общества глухих имеют высшее или среднее профессиональное образование. Глухие, как правило, лучше владеют жестовым языком, чем русским, так как имеют мало возможностей и ресурсов для полноценного учебного процесса и расширения словарного запаса. Более того, у них практически отсутствует связные высказывания в устной и письменной речи. Даже простые тексты они понимают с трудом.
К 2050 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире нарушения слуха будут иметь около 900 млн человек. В мире насчитывается 466 миллиона человек с инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 миллиона детей.
В таких условиях не может идти речь ни о полноценных общении, самореализации, высшем образовании, интересной хорошо оплачиваемой работе, и вообще – о полноценной жизни без ограничений! Хотя в ст. 24 «Конвенции о правах инвалидов» ООН отмечается: «Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и навыки социализации, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе: содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов, и способов общения, и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию».
− Как выйти из этого замкнутого круга? Есть ли новые методики обучения и адаптации?
− Для альтернативного решения проблем с обучением, а как следствие − общением, социализацией и адаптацией глухих и слабослышащих был создан проект «ЯТОП − языковое творчество для особых потребностей людей с инвалидностью по слуху с целью изучения русского языка». Он стал научно-экспериментальной площадкой для отработки современных методик преподавания русского и жестового языка людям с инвалидностью по слуху разных возрастов с учётом их когнитивных особенностей.
Цель − организовать эффективный процесс для обучения русского языка с опорой на жестовый язык, обеспечить мягкий переход от теоретических правил грамматики и лексики русского языка к практике в письменной и устной формах. Адаптация «перехода» необходима, поскольку грамматика русского жестового языка отличается от грамматики словесного языка. Именно билингвальный подход поможет в эффективном изучении русского языка глухим и слабослышащим детям и взрослым, что приведёт к устранению коммуникативных барьеров. Мы понимаем, что владение русским языком является важной задачей в развитии детей с нарушением слуха, ведь владение национальным языком открывает им широкие возможности для получения образования, трудоустройства и социальной адаптации.
В ноябре 2019 года проект «ЯТОП − языковое творчество для особых потребностей людей с инвалидностью по слуху с целью изучения русского языка» Центра развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей «Я понимаю» получил Грант «Фонда президентских грантов» по тематике «реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и искусства».
«ЯТОП» включает в себя три направления: детский клуб «Вместе с мамой» для детей 1,5-4,5 лет и их родителей, занятия с глухими и слабослышащими детьми 3-16 лет по русскому язык как неродному, изучение раздела русского языка школьниками 4-6 классов − уроки «Словообразования». Наш проект разделяет цели, поставленные в ФЗ-№273 об «Инклюзивном образовании». В статье 2, п. 27 закона говорится: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Мы стремимся именно к этому: помочь глухим и слабослышащим детям овладеть русским языком на должном уровне для успешной социализации во взрослой жизни.
Главная цель, например, детского клуба − показать родителям, как можно заниматься со своим ребенком и своими силами развивать мышление, внимание и словарный запас у детей с нарушением слуха. В результате первого набора, в рамках которого прошло по 8 очных и онлайн-занятий, родители стали активно включаться в проведение занятий, больше времени уделять общению с детьми. В детском клубе «Вместе с мамой» педагоги использовали на занятиях жестовый язык в сочетании с устной речью. Самые младшие участники клуба − полуторагодовалые дети уже знакомы с окружающими их предметами, понимают вопросы, умеют на них отвечать, используя лексику жестового языка. Опираясь на их родной язык − жестовый, педагог только помогала детям знакомиться со звуками, учиться говорить, причём детям были интересны такие занятия. По итогам занятий мы провели опрос: родители-участники поняли, что нарушение слуха – не приговор, они на конкретных образовательных методиках научились помогать своему ребенку в развитии. После курса мы «не бросаем» учеников и из родителей – им в помощь мы записали 7 обучающих видеороликов, которые уже посмотрели в среднем более 1500 пользователей.
Не глухота делает человека инвалидом − его ограничивает невозможность выстроить качественную коммуникацию с социумом. Это главное, чем мы руководствовались в нашей работе. Важно понимать, что язык и речь – это два совершенно разных понятия. Способность говорить по-русски – это ещё не означает, что человек владеет русским языком. Поэтому в проекте «ЯТОП» есть уроки русского как неродного, которые рассчитаны на тех, для кого первым и родным языком является жестовый, а также для тех, у кого ограниченный словарный запас при в устной речи. Сегодня мы можем поделиться первыми результатами: было проведено 3 очных и 2 дистанционных занятия, записаны 3 видеоинструкции и 2 просветительских видеоролика. Отбор проходил через тестирование в зависимости от возраста. По итогам курса 30 детей научились пользоваться опорными таблицами, разработанными в рамках проекта, по темам «Имя существительное: единственное и множественное число», «Имя прилагательное», «Местоимения», «Кто? Что?». Выявилось, что практически все школьники ошибаются в постановке ударений, имеют ограниченный словарный запас. В результате у детей улучшилась письменная речь, появился интерес к русскому языку, родители стали уделять больше внимания развитию словарного запаса русского языка у детей. При выполнении упражнений по пройденным темам дети показывают явный прогресс.
В курс «Словообразование» вошло знакомство с морфемикой (состав слова) и словообразованием (способы образования слов). Программасоздана для знакомства детей с направлениями лексикологии на русском жестовом языке и на русском языке в письменной форме. Отбор детей на курс также − через анкетирование. Обучение прошли 20 участников, по два занятия в трех группах по 40 минут. Результаты поражают: учащиеся научились различать термины «часть слова» и «часть речи», «однокоренные слова» и «однородные члены предложения», а также научились хорошо выполнять разбор слова по составу, видеть корень в слове, узнали способы словообразования, смогли выполнить несколько сложных заданий по данному разделу языкознания.
− Столкнулись ли в каким-либо сложностями во время реализации обучающего проекта?
− Мы столкнулись с тем, что большинству детей были недоступны к восприятию тексты, например, из 30 участников направления «Русский как неродной» только 5-7 детей понимали в целом текст и то местами ошибались в значении слов. Когда мы это заметили, мы удивились, как с таким уровнем подготовки в школах дети осваивают учебную программу по разным предметам, ведь в учебниках даются обширные тексты, задания на русском языке? Здорово, что у наших учеников появились профессиональные помощники из «ЯТОПа», потому что проект способен помочь таким детям овладеть русским языком с учётом их особенностей восприятия информации.
− Как дальше будет развиваться проект «ЯТОП»?
− Мы продолжим наборы по данным направлениям и надеемся, что представленная методика поможет множеству ребят с нарушением слуха. Центра также планирует ряд коллабораций с бизнес-компаниями. Например, мы договорились с МТС Банком, что после окончания режима самоизоляции их волонтеры приедут к нам с интерактивным уроком по финграмотности и digital-гигиене, а также проведут с учениками проекта финансовую викторину «Правда&Ложь», а наши педагоги помогут с сурдопереводом. Также планируется, что к банковским сотрудникам присоединится театр кукол МТС и покажет образовательный спектакль с сурдопереводом.
Мы надеемся, что наши коллеги и специалисты в области инклюзии обратят внимание на наш опыт и будут стремиться к качественному обучению детей, к тому, чтобы все глухие, слабослышащие и кохлеарно-имплантированные дети получали достойное образование, могли трудоустроиться и чувствовали себя полноценными гражданами своей страны. Но для этого, в первую очередь, необходимо пересмотреть, адаптировать, дополнить и расширить подходы к обучению русскому языку детей с нарушением слуха.
Контакты АНО «Я понимаю»:
iunderstand.ru, info@iudeaf.ru
Тел.: +7 (977) 967 85 21