1 февраля в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ) начал работу «Центр инклюзивного сопровождения НГТУ».
Обеспечение доступности образования для всех категорий граждан, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности – одно из приоритетных направлений государственной политики РФ. НГТУ НЭТИ на протяжении 25 лет занимается развитием, реализацией и поддержкой инклюзивного образования. В Институте социальных технологий с 1995 года на уровне среднего профессионального образования накоплен огромный опыт обучения лиц с различными нарушениями здоровья. Как показывает тенденция последних лет, высшее образование становится все более привлекательным и доступным для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным, за последние четыре года в НГТУ НЭТИ количество студентов-инвалидов, получающих высшее образование, увеличилось на 40%. В университете возникла потребность создания структурного подразделения, ответственного за сопровождение студентов с инвалидностью на всех направлениях и уровнях подготовки. Институт социальных технологий, как устоявшаяся база и надежный фундамент инклюзии в НГТУ, стал площадкой для открытия нового Центра, который возглавила Людмила Борисовна Можейкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии.
Основными функциями центра являются профориентационная работа с абитуриентами, координация деятельности структурных подразделений НГТУ в сфере инклюзивного образования, методическое сопровождение учебного процесса по реализации адаптированных образовательных программ, содействие повышению компетентности сотрудников в сфере реализации инклюзии, психолого-педагогическое, ассистивное и социокультурное сопровождение студентов с инвалидностью.
Большинство студентов с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в вуз не имеют навыков самостоятельного проживания и бытового обслуживания. Поэтому одним из направлений деятельности Центра является сопровождение студентов, временно проживающих в общежитии университета. Социальные педагоги и воспитатели помогают адаптироваться на новом месте, содействуют в бытовых вопросах, прививают навыки планирования собственного бюджета.
Трудоустройство выпускников – важнейший показатель качества полученного образования. На данный момент специалисты Центра уже занимаются разработкой программы постдипломного сопровождения совместно с представителями новосибирского бизнес-сообщества, заинтересованного в инклюзивном трудоустройстве.
Перечисленные функции и задачи реализуются несколькими отделами, входящими в состав Центра, куда, в том числе входит и Лаборатория русского жестового языка. Специалисты лаборатории имеют огромный опыт работы с глухими и слабослышащими студентами и занимаются не только организацией перевода, но и исследованиями культуры глухих.
Стоит отметить, что получатели услуг Центра – это не только студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Деятельность Центра будет распространяться на все слабозащищенные категории лиц, включая детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, а также студентов из малообеспеченных семей.
«В инклюзии важна не только доступная архитектурная среда и ассистивные средства, но и психологический комфорт всех участников образовательного процесса. Наша важнейшая задача его обеспечить. Для этого у нас есть команда психологов и социальных педагогов, а также специалистов, развивающих творчество и креативность – студия танца, синтез-театр и другие досуговые студии, – комментирует Людмила Можейкина, – Мы открыты к взаимодействию со всеми структурами университета, и готовы к созданию новых форм сотрудничества в области инклюзивного образования и инклюзивной культуры в целом».