22 июня в помещении Московского областного регионального отделения Всероссийского общества глухих состоялся первый показ нового спектакля Театра Мимики и Жеста «Играем в Пушкина», организованный специально для детей Подмосковья.
И руководство театра, и создатели спектакля рассматривали эту постановку, как важное культурное событие Пушкинского года для юных театралов с проблемами слуха. Спектакль на привычном и понятном им жестовом языке открывает для них сказочный мир, созданный великим поэтом.
Премьера спектакля по сказкам А.С. Пушкина прошла 13 июня на малой сцене Театра Мимики и Жеста. Постановка, посвященная 225-летию со дня рождения великого русского поэта, задумывалась и создавалась специально для показа в малых залах и проката в регионах. Идею поддержал Благотворительный фонд «Анастасия», предоставивший театру грант для инклюзивных театральных проектов в сфере детства.
«Меньше, чем через десять дней после московской премьеры, уже состоялся выездной показ нашего нового спектакля для маленьких зрителей области, — говорит директор Театра Мимики и Жеста Роберт Фомин. — Мы глубоко признательны руководителю МОРО ВОГ Дмитрию Михайловичу Жевжикову, который взял на себя организацию благотворительного показа, и юные театралы смогли в дни каникул приобщиться к празднованию Пушкинского юбилея. В течение юбилейного года мы рассчитываем провезти спектакль “Играем в Пушкина” по области, прежде всего, по городам ближнего Подмосковья».
В основу постановки режиссера Евгении Акс легли «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о золотом петушке». Инсценировка была тщательно переведена на жестовый язык — так, чтобы действие было понятно маленькому зрителю, и одновременно сохранялись дух и смысловое наполнение пушкинских стихов. Евгения отмечает: «На сегодняшний день мы провели два спектакля — один в нашем театре, опробовав малую сцену в фойе, второй на выезде, в довольно непростых условиях. Мне кажется, у нас все получилось — постановку можно смело возить на показы в разных малых залах. Спектакль хорошо принимают и дети, и взрослые. Смотрят с удовольствием, не отвлекаясь. А еще спектакль может способствовать обучению жестовому языку: в нем много акцентированных слов, и актеры успешно доносят смыслы до маленьких зрителей. И еще мы очень хотим, чтобы Пушкин стал просто человеком – ясным, удивительным и понятным каждому из нас».
В спектакле заняты всего три актера ТМЖ: Алена Молоснова, Сергей Родин и Андрей Савушкин. Перед каждым из них стояла непростая задача — сыграть по несколько разноплановых персонажей, используя довольно ограниченный реквизит. Помимо этого, играть актерам пришлось в непосредственной близости от зрителя. Жесты и мимика так старательно были подобраны, что даже человек, совершенно не владеющий жестовым языком, в полной мере воспринимает и характеры персонажей, и заложенные в текст и в подтекст смыслы, и особенности авторского юмора. Более того, жесты добавляют экспрессии стихам, которые замечательно читают актеры-дикторы Людмила Левина и Владимир Рахов, театрализуют их. Местами жесты расставляют неожиданные акценты, дают дополнительные смыслы.
После премьеры директор театра Роберт Фомин отметил: «Это, действительно, спектакль-игра, как и задумывала режиссер. И то, что каждая из трех частей несколько отличается по форме, не дает вниманию маленьких зрителей притупиться, увлекает их. Ну, и конечно, актеры играли очень искренне — что вообще характерно для артистов нашего театра — а искренность, как мы заметили, всегда откликается в сердце маленького зрителя».