Среди неслышащих литераторов всегда преобладали поэты, недаром и литературное объединение «Камертон», которому уже скоро исполнится полвека, началось с выпуска в свет одноименного поэтического сборника. А вот прозаиков было гораздо меньше. Можно назвать В. Скрипова и М. Веселова, да рано ушедшего из жизни И. Баринова. Мемуарную прозу пишут также В. Куксин и Н. Сергеева. Но первой «скрипкой» среди наших прозаиков, безусловно, был Владимир Опойков (1941 – 2016). Помню, какой резонанс в рамках «Камертона», да и шире, вызвала его первая книга избранной прозы «Вкус чабреца». Этот сборник был интересен жанровым разнообразием. В него входили рассказы, лаконичные и образные по языку, а также две повести: «Белая птица», и детская – «Солодковый корень». Дополняли его очерки и юмористические новеллы. Потом последовали и другие книги: «Колючая пыль» (1999), «Свет полной луны» (2003) и «Сердца моего боль» (2008).
И вот новая, уже посмертная книга талантливого писателя «Птицы безмолвия», изданная в этом году в «Ридеро». Она названа так по незаконченной последней автобиографической повести. В нее вошли, кроме нескольких глав этого произведения, все лучшие его повести – «Белая птица», и дилогия «Колючая пыль» и «Свет полной луны». В дилогии рассказывается о трагической любви главного героя Сергея к слышащей женщине, переводчице жестового языка. Эти произведения написаны на современном материале, в них много точных наблюдений и образов непростого постперестроечного времени 90-х годов прошлого столетия. Они привлекают достоверностью жизненных ситуаций, интересом не только к быту, но и к бытию неслышащего человека. В книгу включены также несколько лучших рассказов и миниатюр Опойкова, показывающих его как мастера короткой прозы. В конце книги представлены воспоминания о писателе его друзей – журналистов Василия Скрипова и Ярослава Пичугина, а также его вдовы – Веры Опойковой. Дополняют книгу фотографии автора, сделанные в разные годы его жизни. Выпуск книги стал возможным благодаря средствам, выделенным его вдовой и дочерью Марией Блохиной. Над книгой работали – Василий Скрипов, как составитель и редактор и автор этих строк, как редактор. Обложку книги оформил Виктор Карепов, поместивший на нее фрагмент картины глухого художника Олега Ардовского.
Владимир Опойков потерял слух в девять лет, закончил массовую школу, а затем машиностроительный техникум. Работал разметчиком на заводе. А прозу писал с начала 60-х, когда у него появились первые публикации в периодике. Больше десяти лет Опойков работал в конструкторском бюро ВОГ ведущим инженером. Специалист по технике безопасности – он был очень востребован в то время, и неоднократно выезжал в командировки в другие города. В эти же годы Владимир заочно учился в историко-архивном институте, который успешно окончил в 1986 году.
Лирическое мироощущение пронизывает почти все лучшие произведения Опойкова. Душа его героев полна нежности и ранима. Большинство из них принадлежит к тому же поколению «детей 41-го года», что и сам автор. Их раннее детство опалила война, добавив особый «градус» восприятия жизни – ее радостей и утрат. Утрат – прежде всего… У поэта Юрия Кузнецова есть стихотворение, посвященное отцу, начинающееся строками:
Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым —
Ни могилы, ни боли…
Эти строки были близки Опойкову. В них глубоко передано ощущение большой утраты, трагедии войны. Его отец вернулся с фронта, хотя и был тяжело ранен. После войны прожил недолго, но ровно столько, чтобы передать подрастающему сыну свой жизненный опыт. В повести «Колючая пыль» отцу главного героя посвящены пронзительные строки. Сергей идет на кладбище, на могилу отца, чтобы свести счеты с жизнью и вспоминает, вспоминает свои разговоры с отцом, когда в своем детстве еще слышал.
Выпущенные рукой Владимира Опойкова, страницы его книг, как стая птиц, продолжает лететь и обязательно долетят до нового читателя.
Если Вы интересуетесь этой книгой, Вы можете обратиться в редакцию журнала «ВЕС».
Ярослав Пичугин