3 марта в музее «Мир Тишины», который находится в парке Кузьминки, состоялось открытие интерактивного квеста «Артефакт», созданного по мотивам старого советского фильма «Чародеи». Дата события была выбрана не случайно: 3 марта с 2007 года отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха, считающийся профессиональным праздником отоларингологов.
Необычный проект организован директором музея «Мир Тишины» Марией Айзиной и МГО ВОГ совместно с музеем-заповедником Кузьминки-Люблино. Мария Игоревна представила квест совместно с депутатом Московской городской думы, руководителем депутатского объединения «Моя Москва» Еленой Николаевой, которая привела на открытие квеста своего сына. Елена Николаева заявила, что это громадный шаг для того, чтобы мир слышащих и глухих не только просто знали о существовании друг друга, но и могли сотрудничать вместе, учиться общаться. Самым главным в проекте является именно возможность общения между слышащими и неслышащими ребятами, поэтому в музее есть комнаты, где детей обучают дактилю, некоторым жестам.
А с чего все началось? В 2020-м году был конкурс грантов мэра Москвы для социально-ориентированных некоммерческих организаций. В числе подавших заявку была и Московская городская организация ВОГ, которая хотела развить проект, связанный с музеем «В Тишине». И она выиграла! Задача проекта – организация на базе музея интерактивных инклюзивных программ для детей, в которых неслыщащие участники будут участвовать напрямую, вместе со слышащими ребятами. Первым таким мероприятием и стал квест «Артефакт».
Начальник отдела внешних связей МГО ВОГ Татьяна Романцова сердечно поздравила руководителя проекта «В Тишине» Марию Айзину с развитием музея и открытием проекта. На что Мария заметила, что МГО ВОГ также приложил к этому руку и сильно поспособствовал развитию проекта. Затем стороны подписали официальное соглашение о сотрудничестве между ВОГ, МГО ВОГ и Музеем «В Тишине» и выразили уверенность в том, что смогут совместно реализовать еще множество интересных программ.
Пока в зале шла развлекательная часть – посетителей угощали коктейлями, в частности оригинальным коктейлем «Напиток чародеев» – проводилась викторина с подарками «Назад в 80-е»; показывали почту московской усадьбы Деда Мороза, где каждый желающий мог отправить письмо. Перед самим квестом провели игры на жестовом языке – тут-то слышыщим пришлось поломать голову.
Затем в комнату, где был устроен сам квест «Артефакт», отправилась первая группа энтузиастов. В самом начале коридора, увидев белые стены, я вообразил, что сейчас нас отправят на длительную экскурсию по коридорам и мы попадем в аналогичную ситуацию, как в оригинальном фильме «Чародеи», в котором заблудился гость с Юга в исполнении блистательного Семена Фарады. Мои «опасения» не сбылись, а сам квест оказался весьма интересным и увлекательным. Нужно было проходить комнаты, совместно находить решение. Информация доводилась до слышащих участников голосом с помощью динамиков, а глухие участники могли получать сообщения о заданиях и действиях через специальное приложение на смартфонах. Единственное, что вызвало некоторую путаницу – это большое количество человек, одновременно участвующих в интерактивной игре – впрочем, организаторы заверили, что решат эту проблему. В квесте с большим удовольствием наравне с молодежью участвовали и взрослые люди, очевидно, что проект интересен не только детям. Общение между слышащими и неслышащими игроками выстраивалось очень позитивно, что убеждает в актуальности данного квеста, как инструмента выстраивания взаимодействия между представителями разных «миров».
После того, как квест был успешно пройден и окончен, каждому участнику был вручен диплом за участие в торжественном открытии проекта #ВТИШИНЕ.
В конце мероприятия мне удалось дать пару вопросов идейному руководителю проекта Марии Айдиной:
– Когда вам в голову пришла идея создать такой проект?
– Примерно год назад.
– А почему именно для неслыщащих и с чего все началось?
– Я работала в музее наук и иллюзий да Винчи. Однажды на экскурсию пришли неслышащие ребята. В этот момент мне в голову пришла мысль об том, чтобы создать инклюзивный интерактивный проект, где представители двух этих разных миров смогут общаться и взаимодействовать на равных.
Как участник квеста «Артефакт», могу сказать, что он получился очень занимательным. Задумка оказалась успешной и, как пели герои нашего старого и доброго фильма «Чародеи» – «Ведь главное, чтобы, ведь главное, чтобы костюмчик сидел!» – а в данной ситуации «костюмчик», то есть реализация проекта, сел просто идеально. Я бы посоветовал многим родителям сводить своих детей в этот прекрасный музей и пройти этот замечательный квест.
Антон Скотников