В понедельник, 2 ноября, на сцене столичного Театра мимики и жеста прошло торжественное открытие фестиваля театрального искусства, который объединяет слышащих и глухих артистов. «Территория жеста» проходит в Москве уже в третий раз. За церемонией можно было наблюдать онлайн на сайте мероприятия и на официальном канале театра Youtube.
Старт театральному смотру был дан с помощью динамичной видеооткрытки: яркие кадры и достижения прошлых лет, которые положили начало истории фестиваля, сменились на экране названиями номинацией, после чего были представлены участники этого года и города, из которых они приехали.
Во время музыкального приветствия со сцены прозвучала песня «Сила рук» неофициальный гимн движения слабослышащих и глухих людей, живущих в России.
После чего настала очередь ведущих подняться на сцену. Они представили почетных гостей вечера и пригласили к микрофону временно исполняющего обязанности президента Всероссийского общества глухих. Александр Качергис поздравил собравшихся с тем, что вопреки пандемии коронавируса, мероприятие всё же состоялось.
«Эти встречи дадут много знакомств. Они дадут проявить себя, своё творчество, чтобы люди запомнили, с чем вы сегодня сюда приехали», отметил Александр Качергис, дав официальный старт фестивалю.
Следующей на сцену поднялась вице–президент Федерации спортивных танцев на колясках России, директор Общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России», Наталья Крель. «Я очень надеюсь, что наш фестиваль будет жить долго. Он нужен не только глухим. Он нужен всему российскому культурному пространству», подчеркнула Наталья Крель.
«Сегодня театральное творчество людей с инвалидностью пока ещё не вышло за территорию сцен, где в основном выступают только люди с инвалидностью. На мой взгляд, это очень несправедливо и неправильно. Общество не до конца понимает, насколько много оно теряет. Но мы обязательно прорвём стену непонимания и неприятия.И мы обязательно добьёмся того, чтобы со временем в каждом регионе был свой маленький камерный театр глухих», заверила Крель.
Она также заметила, что творчество глухих самобытно и интересно, имеет свои язык и культурные традиции, и оно важно для культуры страны в целом. А пандемия научила нас ценить человеческое общение. «Театральное искусство помогает нам сказать это что-то важное не только тем, кто рядом, но и многим другим», сказала Наталья Крель.
Последней на сцену поднялась член оргкомитета фестиваля, заместитель директора Театра Мимики и Жеста. Елена Ткаченко. «Я рада, что мы, наконец, сюда доехали. Долго, тяжело, с пересадками и потерями. Было много сложностей, но мы собрались. Благодарю всех, кто смог приехать вопреки обстоятельствам», отметила Ткаченко.
Далее было зачитано обращение Министерства культуры РФ. Несмотря на то что ведомство постоянный спонсор мероприятия, приветственное послание в адрес участников поступило впервые.
Министр культуры Ольга Любимова в письме отметила, что важнейшая миссия фестиваля – «показать, что культурная жизнь России открыта для всех активных и талантливых людей». В этом году значительно расширилась география фестиваля, в конкурсную программу вошли номера оригинального жанра, говорится в обращении.
Также участникам представили тех, на чьи плечи ложится задача определить лауреатов фестиваля. В жюри вошли члены Всероссийского общества глухих Людмила Семушева, Тамара Фёдорова и Василий Скрипов, а также артисты балета и иллюзионного искусства Ангелина Моськина и Юрий Сергиенко.
Финальным аккордом вечера стала премьера пластического спектакля режиссера Саши Сумм «Позор Солнца» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». На языке пластики, с помощью игры света и тени актёры рассказали историю о том, что добиться желаемого можно только упорным трудом, но если не иметь опору и поддержку в лице близких и окружающих, то заветные мечты станут непредсказуемы и коварны: неизвестно, когда и как они сбудутся и принесёт ли это долгожданную радость.
Присутствовавшие в зале другие участники фестиваля встретили актёров этого спектакля овацией и долго не отпускали со сцены. Александра Сумм и её подопечные за 4 месяца выполнили сложнейшую работу, совместив инклюзивный пластический спектакль и классическое произведение. Более того, в последние дни перед премьерой выбыли ведущие артисты, и труппа вместе с режиссёром и хореографом полностью переработали все сцены.
Эта постановка отлично показала, что обычная аудитория может посещать театр глухих и хорошо принимать подобные спектакли. При этом не требуются ни переводчики, ни какие-либо дополнительные технические средства. Хочется надеяться, что по окончании пандемии «Позор Солнца» будет по праву оценен широкой публикой.
Источник: Третий фестиваль "Территория жеста"