С 3 по 14 октября в Павловском парке прошел XIX пленэр глухих художников «R+Я», посвященный 55-летию ЛВЦ-МЦР. Его провела Ассоциация глухих художников России при материальной и организационной помощи со стороны ВОГ.
Целых 10 дней неслышащие художники из разных городов России работали на природе в парке, который стал родным для многих поколений мастеров кисти, учившихся в Ленинградском восстановительном центре (ныне МЦР). Важно и то, что пленэр проводился осенью, когда природа особенно живописна. В это время года сюда традиционно приходят на этюды студенты МЦР, а подобный масштабный пленэр проводился во второй раз. Напомню, что первый прошел в сентябре 2016 года.
В нем участвовали 22 художника из разных городов России. Задавали тон опытные мастера – Ю. Худякова (Московская область), Е. Барсукова (Тамбов), О. Ковнер (Москва), А. Микляев (Московская область), В. Кирюхин (Тульская область), А. Мельник (Тула), В. Сычев (Пушкин), А. Симонов (Ярославль).
Но и молодые художники творили с вдохновением. Интересные работы выполнили А. Богатырев (Иваново), В. Иващенко (С.-Петербург), С. Федулова (Московская область), Н. Карапетян (С.-Петербург), Н. Рябова (Витебск) и другие.
На пейзажных полотнах и этюдах художники запечатлели известные уголки Павловского парка – Храм Дружбы, долину реки Славянки, колоннаду Аполлона, мост Кентавров и замок БИП, где, благодаря императрице Марии Федоровне, в 1806 году началось обучение глухих в России. Были представлены и пейзажи Екатерининского парка, рядом с которым расположена гостиница «Натали», где жили участники пленэра. Безусловно совместная работа художников разных поколений в Павловском парке, обмен мнениями и опытом обогатили всех.
Картин, акварелей, графических листов получилось много, поэтому для заключительной выставки отбирали по 2-3 работы от каждого участника. На вернисаже 13 октября в Розовом павильоне, в его большом Танцевальном зале, на 30 выносных мольбертах разместилось больше шестидесяти живописных и графических работ.
Приятно, что администрация Павловского парка разрешила провести вернисаж неслышащих художников именно в Розовом павильоне, культовом здании, связанным с именем Марии Федоровны, столько сделавшей для обучения глухих детей в России. Здесь собирались художники и литераторы, которым покровительствовала императрица. А в 1814 году, специально для торжеств по случаю возвращения из Парижа Александра I после победы над Наполеоном, к павильону был пристроен Танцевальный зал (по проекту К. Росси). К сожалению, во время войны павильон был полностью разрушен, но его восстановили в первоначальном виде и сейчас Танцевальный зал часто используется как концертный.
На церемонии закрытия пленэра в Розовом павильоне старейший преподаватель МЦР Маргарита Родимина приветствовала всех гостей вернисажа, она интересно рассказала об истории создания павильона. С ответным словом выступила Анастасия Ермакова, начальник отдела культурных программ Павловского дворца-музея, которая курировала мероприятия пленэра со стороны администрации парка.
Вице-президент ВОГ Николай Чаушьян в своем выступлении высоко оценил хорошую организацию пленэра и подчеркнул, что ВОГ всегда помогал талантливым глухим художникам и будет продолжать оказывать им свою поддержку.
Выступили также Олег Дуркин, председатель Санкт-Петербургского РО ВОГ и Юрий Першин, заведующий отделением «Дизайн» Межрегионального центра реабилитации.
А затем Николай Чаушьян вручил дипломы и подарки всем участникам пленэра, а также сертификаты художникам, участвовавшим в юбилейной выставке выпускников ЛВЦ-МЦР в Музейно-выставочном комплексе «Павловск».
Президент Ассоциации глухих художников России Анатолий Микляев кратко подвел итоги пленэра и предоставил слово его участникам. Александр Башкловкин подарил Анастасии Ермаковой скульптурный барельеф, с изображением Павловского дворца и Моста кентавров. Художники адресно вручили несколько своих пленэрных работ организаторам мероприятий.
Непросто было провести пленэр и юбилейную выставку выпускников ЛВЦ-МЦР в условиях пандемии коронавируса. И то, что обе выставки состоялись, можно считать маленьким чудом. Их успеху способствовала слаженная работа руководства Ассоциации глухих художников во главе с ее президентом Анатолием Микляевым, а также помощь со стороны Центрального правления ВОГ и администраций Музейно-выставочного комплекса «Павловск» и Павловского парка. К сожалению, из-за пропускного режима посмотреть вернисаж в Розовом павильоне и выставку картин выпускников смогли немногие, но все, кто видел эти выставки, отмечали высокий уровень представленных работ.
Текст и фото – Ярослав Пичугин