И годика не пролетело, как новорожденный ребенок – инклюзивный фестиваль театрального искусства “Территория жеста” – сделал второй шаг. Еще более уверенный, чем первый. Помнится, год назад многие свидетели фестиваля высказывали пожелания: больше театров глухих из дальнего зарубежья. И вот теперь мы видим, что пожелания воплотились в реальность – театральный форум стал по-настоящему международным, в нем приняли участие 14 коллективов из 9 стран.
На церемонии открытия (артисты ТМЖ)
Второй Международный фестиваль театрального искусства “Территория жеста” прошел в Москве с 10 по 17 ноября. Он проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, его организатором вновь выступил Театр мимики и жеста.
Николай Чаушьян, директор ТМЖ и вице-президент ВОГ, открывая форум, подчеркнул, что фестиваль набирает опыт и международный авторитет. Об этом говорила в своем приветствии и Наталья Крель, директор Национального Парадельфийского комитета России.
Н. Чаушьян открывает фестиваль
Как и в прошлом году, “Территория жеста” стала значимым культурным событием для нашей страны. Его уникальность в том, что на одной сцене выступают слышащие и глухие артисты, профессиональные и любительские коллективы.
Выступает Н. Крель (в центре)
Год назад я написал о “пяти гвоздях”, пяти самых заметных спектаклях фестиваля. А сейчас пятеркой не обойтись – ярких событий было гораздо больше. Одних призов строгое жюри присудило целых 13!
А судьи кто? Жюри вновь возглавлял Заслуженный работник культуры РФ Владимир Руднев – знаменитый мастер иллюзионного искусства. Кроме него, в жюри вошли Людмила Семушева – директор санатория ВОГ “Маяк”, Елена Смирнова –режиссер телеканала ОРТ, режиссер инклюзивного детского театра, Тамара Федорова – Заслуженный работник культуры РФ, двое представителей США: Бонита Энн Лик – генеральный директор Международных конкурсов красоты глухих (ММДИ) – и Рафаэль Пинхасов – советник директора ММДИ, а также автор этих строк.
Члены жюри фестиваля
ФРАНЦУЗСКИЙ ФУТУРОЛОГ
Вряд ли ошибусь, если скажу, что Эрван Сифра из Франции своим моноспектаклем “2080. Кто убил жестовый язык?” ошеломил и зрителей, и членов жюри. Почти часовое выступление французского артиста смотрелось на одном дыхании, захватив внимание даже тех, кто не знает международные жесты.
Э. Сифра (Франция)
Жанр, в котором выступает Эрван, называется VV, это можно обозначить как визуальное представление. Здесь сплав международных жестов и средств пантомимы. Видеокадры на экране дополняли выступление артиста. Эрвана можно назвать “человеком-оркестром” – он и автор сценария, и сам себе режиссер, и рассказчик, и исполнитель разных ролей. Увлекая своих зрителей вместе с собой в далекое будущее – в 2080 и даже еще дальше – в 2123 год (понятно, что даты – условные), он предсказывает наступление техногенной цивилизации. Все люди будут вроде живых компьютеров, в каждого вживлен чип. Смартфоны превратятся в “боди-фоны” – термин Сифры. Технологии позволят людям редактировать свой геном, в результате настанут всеобщее счастье, порядок и здоровье. О дивный новый мир! Значит, не будет ни глухих, ни жестового языка.
Но не торопитесь ужасаться. По сюжету спектакля, в 2121 году (роковая дата) случится Апокалипсис, человечеству придется все начинать с нуля, без всяких технологий. Вот тогда-то снова все пойдет естественным путем, и неизбежно появятся и глухие, и жестовый язык. По версии Эрвана, это произойдет в 2123 году.
Вот такая футурологическая история, мрачная, спорная, но рассказанная так артистично и убедительно, что жюри прониклось и присудило Эрвану Сифре сразу два приза – “За лучший сценарий” и за “Лучшую мужскую роль”.
ШВЕДСКИЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ
Любопытное совпадение – такой же жест “боди-фон” использовал дуэт глухих артистов из Стокгольма (Швеция), выступивший сразу вслед за французом. Пластический спектакль “Земля”, заявленный в том же жанре VV. И здесь речь о далеком будущем нашей планеты, только действительность еще мрачнее и ужаснее. Артисты играют инопланетян, прилетевших на Землю и обнаружившую безлюдную пустыню. Находя останки цивилизации, пришельцы легко читают по ним историю гибели человечества – уничтожение лесов, хищническое отношение к природе. Артисты посредством пластики и жестов показывают нам, как в кино, в сжатом времени, что происходило на Земле до гибели. Правда, финал этой истории оптимистичен – инопланетяне обнаружили живой цветок и забрали с собой в иные миры. Очевидно, из этого цветка еще вырастет новая жизнь и земляне получат шанс на перезагрузку.
Артисты из Швеции
Мастерство шведов и удивительная сыгранность дуэта таковы, что их представление тоже, как и у француза, смотрелось на одном дыхании, и было понятно до мелочей. Приз “Лучшему коллективу пантомимы”, присужденный Эмине Уахид и Эйсу Нахбазу вместе с режиссером спектакля Минди Драпс, выглядел заслуженной наградой, жаль только, что шведы уехали домой до вручения призов.
ИНКЛЮЗИВНАЯ “ПОЩЕЧИНА”
На фоне таких мрачных постапокалиптических картин лучом света и юмора выглядел спектакль “Пощечина” Театра мимики и жеста, совместно с РГСАИ. Старый добрый водевиль в новом прочтении. Необычность спектакля – в том, что это была инклюзивная работа – пятерых глухих актеров прямо на сцене озвучивали пять слышащих дикторов. Мы привыкли, что дикторы (не более двух) находятся у сцены, спиной к зрителям. А тут – прямо на сцене, как полноправные участники, и не только сидят с краешку, но и временами очень даже активно участвуют в происходящем. Да, это было непривычно, но и необычно, свежо, ярко!
Финал спектакля “Пощечина” (Театр мимики и жеста)
Изюминка еще и в том, что четверо из пяти неслышащих актеров “Пощечины” – новобранцы Театра. Они только что закончили РГСАИ и сразу влились в ряды артистов ТМЖ. А постановка была их дипломным спектаклем. Слышащие ребята – студенты 4 курса Академии, где учатся на артистов эстрады, режиссерами выступили Наталья Филатова и Игорь Востров. Можно порадоваться за наш Театр, который получил молодое пополнение и новый необычный спектакль в репертуар. А вот и первая награда – членам жюри “Пощечина” так понравилась, что присудили приз “Лучшему театральному коллективу”.
ЦЫГАНСКАЯ “ВОЛЯ”…
Еще одним из украшений фестиваля стал спектакль “Воля вольная” театрального проекта “Недослов” из Москвы. И актеры, и сама постановка хорошо знакомы зрителям, “Воля” уже пять лет идет на сценах столицы.
Но если раньше, на камерной сцене “Недослова”, казалось, что спектаклю там тесновато, то теперь, на большой сцене ТМЖ, постановка заиграла свежими красками, размахом цыганских танцев и буйных страстей.
Сюжет о любви и смерти в цыганском таборе взят из рассказа Горького “Макар Чудра”. Эффектно и лаконично решено оформление сцены – декорация из павловопосадских платков играет и роль брачного ложа, и погребального савана.
“Воля вольная” (“Недослов”)
Блестяще исполнили ведущие роли Олег Рокх (Данило), Ермек Жаслыков (Зобар) и Ирина Христова (Радда). Безусловно, спектакль можно отнести к творческой удаче “Недослова”, и режиссер спектакля Елена Бидная заслуженно получила приз “За лучшую режиссуру”. Еще одна награда – “За лучшую женскую роль” присуждена Ирине Христовой. Интересное совпадение – 16 ноября, когда вручались призы, у Ирины был день рождения. Вот это подарок! Правда, актриса не смогла лично получить награду, за нее это сделал директор театра Сергей Бидный.
…И АМЕРИКАНСКАЯ НЕВОЛЯ
Из-за океана, из калифорнийского Сан-Франциско, на наш фестиваль прилетела труппа джазового танца Urban jazz Dance Company. Все танцоры – неслышащие, как и его руководитель и режиссер Антуан Хантер.
Необычными были тема и жанр спектакля – “Жизнь глухого заключенного в тюрьме”. Здесь смешаны и средства современного танца, и монологи на жестовом языке, и видеозарисовки, причем и художественные, и документальные. Постановку можно назвать социальной драмой, рассказанной языком искусства. Оказалось, что при всех достижениях США в области прав глухих, у них хватает и проблем, как в случаях при заключении неслышащих в тюрьму. Автор спектакля пытается повлиять на общественное мнение посредством театральной постановки. Похвальное стремление.
Артисты из США
Хотя в целом можно отметить, что в плане режиссерского решения спектакль оставляет желать лучшего, к тому же несколько затянут, монотонен. А вот пластическая и танцевальная подготовка артистов труппы (пять женщин и один мужчина) на высоком профессиональном уровне. Судя по тому, что в репертуаре коллектива немало постановок, хотелось бы увидеть и другие их спектакли. Члены жюри неоднозначно оценили выступление артистов из США, тем не менее решено вручить им приз “За оригинальность постановки”.
РЕТРО ИЗ СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ
Молодой театр глухих из Санкт-Петербурга, блеснувший на “Территории жеста” в прошлом году, привез новую постановку – трагикомедию “Ателье” по пьесе Булгакова “Зойкина квартира”. Режиссером выступил руководитель театра Владимир Бочаров. Действие происходит в 20-е годы, во времена нэпа, хозяйка квартиры Зоя, чтобы заработать миллиончик для эмиграции в Париж, открывает швейное ателье, по вечерам превращающееся в публичный дом. Но доблестная милиция бдит, и в финале все арестованы.
“Ателье” (Санкт-Петербургский театр глухих)
С одной стороны, мы увидели яркое зрелище с кучей разнообразных типажей – чуть не полтора десятка актеров задействованы. Спектакль прекрасно оформлен, костюмы навевают ретро-ностальгию. Особенно изящна главная героиня, напоминающая образ Эллочки-людоедки из “12 стульев”. С другой стороны, не получилось связного, понятного действия, вероятно, надо еще поработать над режиссурой. Жюри сочло возможным отметить питерцев за интересные роли – Анастасия Елецкая (горничная Манюшка), получила приз “За лучшую женскую роль второго плана”. И такую же награду, но среди мужчин выиграл Владимир Якунин, колоритно сыгравший нэпмана Гуся.
СЛОВЕНСКИЙ “ФРАНКЕНШТЕЙН”
Театр из Любляны – столицы Словении, несмотря на скромное название “Тихие ступени”, замахнулся на громкую постановку по мотивам знаменитого “Франкенштейна”. Получился зрелищный эксперимент, хотя и не сказать, что во всем удачный. Для тех, кто знал сюжет о чудовище, созданном и воскрешенном ученым Франкенштейном, эта постановка была интересна, а вот зрители, не знакомые с книгой и фильмами на эту тему, не уловили суть истории. Но безумству храбрых поем мы славу. Добавили зрелищности и видеовставки, когда герои, действующие на экране среди природы, вдруг выходили на сцену и продолжали свою роль.
“Франкенштейн” (Словения)
Получилась дополненная реальность. Впечатлил и образ чудовища, которого сыграла женщина, ее чеканные жесты, устрашающий грим и костюм. Поэтому жюри присудило словенским артистам приз “За лучшую работу художника спектакля”.
ОТ ВАРШАВЫ ДО АМУРА
Призами отмечены, кроме названных коллективов, и другие участники театрального форума.
Думается, бесспорным выглядело вручение награды “За лучшее пластическое решение” мастеру пантомимы Гамлету Чобаняну из Армении. В своем пластическом моноспектакле “Дух великих” он вызвал у зрителей и смех, и грусть, и даже местами слезы – настолько трогательны были отдельные номера, в которых он творчески переработал находки великих мимов – от Марселя Марсо до Вячеслава Полунина.
Приз “За верность традициям иллюзионного искусства” присужден Владимиру Захарову из Котласа Архангельской области, который тоже выступил с моноспектаклем, но в другом жанре – комической магии, повеселив зрителей фокусами нон-стоп.
В. Захаров
“Специальный приз жюри” получил пластический спектакль “Сны и мечты” театра глухих из польского города Кельца. Красивое сценическое решение – в темноте свет выхватывает спящих в белых одеяниях персонажей, которых поочередно пробуждает парящий ангел и заставляет делиться своими мечтами – или воспоминаниями о прошлой жизни. Польские артисты – люди преклонного возраста, среди них есть и неслышащие, и невидящие.
“Сны и мечты” (Польша)
Коллектив из Польши – любительский, как и несколько других, не получивших наград – это саратовский театр “Добряночка”, выступивший со спектаклем “Самый добрый человек”, труппа “Фанаты тишины” из Бухареста (Румыния), удивившая оригинальным прочтением “Репки” и “Ромео и Джульетта”. А также финский Teatteri Totti, показавший спектакль для детей “Красная коробка”.
И, наконец, гости из самого далека – театр “Неформат” из Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. Хотя их постановка нуждается в крепкой режиссерской руке, но подчеркнем, это первый на Дальнем Востоке любительский театр глухих, к тому же выигравший президентский грант. Пожелаем амурцам держаться и не сдаваться!
Церемония закрытия фестиваля, где и были вручены призы лауреатам, получилась фееричной в прямом смысле. Тут было и световое шоу, и потрясающие песни, когда певца Исмаила Короса поддерживали жестовым исполнением Роберт Фомин, Вадим Николаев и Максим Тиунов. И стильная пантомима от ТМЖ. В ударе был Сергей Родин. И, конечно, выступления самих победителей фестиваля.
Р. Фомин и С. Родин
Со словами приветствия выступил врио президента ВОГ Станислав Иванов. Итоги театрального форума подвел председатель оргкомитета Николай Чаушьян, он вручил и благодарственные грамоты тем, кто помогал в проведении фестиваля. Представитель Министерства культуры РФ Наталья Леонова отметила высокий уровень проведенного фестиваля.
Выступает С. Иванов
На церемонии закрытия.
В течение всех семи дней ведущими выступали Алена Молоснова и Вадим Николаев. А перевод на международные жесты (и наоборот) обеспечивали Алина Лупоокова и Виктория Салий. Все представления были понятны глухим зрителям, спектакли шли либо на жестовом языке (международном или национальном), либо в жанре пантомимы и пластического искусства. Поэтому фестиваль популярен у неслышащих москвичей, его представления посетили сотни зрителей. А благодаря онлайн-трансляции спектакли смогли посмотреть многие тысячи людей в России и за рубежом.
Организаторы и лауреаты фестиваля
Итак, второй фестиваль “Территория жеста” ушел в историю. Предвкушаем следующий шаг – еще более уверенный и широкий!
Текст – Василий Скрипов
Фото – Валентин Прикащиков