На территории лечебно-оздоровительного комплекса “Волжские Дали”, что в черте города Саратов, 17-21 октября проходит второй Всероссийский фестиваль жестового языка, организованный ВОГ. Соревноваться в номинациях “художественное слово”, “рассказ на жестовом языке”, “жестовая песня” и “дуэт-частушки” приехали 164 участника из 32 регионов.
При этом коллективы из Бурятии, Владимира, Кемерово и Тулы отказались от участия в последний момент. Если сравнивать с составом первого фестиваля, то на него съехались 224 участника из 45 регионов. В чем искать причину уменьшения количества участников? Таланты пропали? Финансов меньше? Или, может быть, причина в том, что в ноябре в Ижевске ожидается крупное мероприятие международного масштаба – II Парадельфийские игры. То есть через месяц, и, вероятно, некоторые команды решили не распылять силы и ресурсы сразу на 2 крупных мероприятия.
Переживать не стоит: те, что приехали, выступят на достойном уровне. Репетиция перед конкурсным отбором показала, что, кроме традиционно сильных участников из Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Уфы, есть другие регионы, готовые дать бой и показать, что их артисты не хуже.
Фестиваль вели очаровательные молодые ведущие – Кристина Дубровина и Вадим Анисимов. В состав жюри вошли председатель Костромского РО ВОГ Роза Березовская, директор санатория “Маяк” Людмила Семушева, режиссер Театра мимики и жеста Роберт Фомин, председатель Хабаровского РО ВОГ Ольга Свионтковская и вице-президент ВОГ Николай Чаушьян, “хозяин” мероприятия – председатель Саратовского РО ВОГ Александр Чернов. Последний в приветственном слове поблагодарил руководство ВОГ за то, что доверили это мероприятие Саратову, и дал старт фестивалю.
Было решено, что в первый день выступят коллективы из 11 регионов, остальные 21 команды покажут свое мастерство на следующий день. По итогам жеребьевки, определившей порядок выходов, первым на сцене стал творческий коллектив из Омска, который запомнился эмоциональным выступлением Екатерины Щтерцер с песней “Добрые приметы”. Остальные омичи выступили на хорошем уровне.
Сильнейший коллектив – Московское городское отделение ВОГ – волею жребия выступил вторым и, как всегда, показал высокий уровень исполнительского мастерства, несмотря на новые имена: Андрей Андросов, Виктория Берлизова, Олеся Слезко. Они гармонично вписались в состав “зубров” фестивалей – Марии Ивашевой, Вартуша Малхасяна, Ангелины Семеновой. Ангелина с песней “Замуж за гаишника” сделала весомую заявку на победу в женской номинации “Жестовая песня” – другим участницам надо было постараться, чтобы достичь высокой планки, заданной ею. В целом своими номерами ребята Елены Митрофановой показали, что недаром Москва регулярно занимает ведущие места в конкурсах.
Затем коллектив из Липецка запомнился песней “Ты моя нежность” Натальи Казьминой и рассказом на жестовом языке “Не надо было дразнить” Андрея Золотарева. Выступление Андрея показало, что талантов в жанре сторителлинга у нас в России много, и его рассказ про то, как один глухой решил проучить слышащего коллегу своим методом, вызвал смех у всего зала.
Для меня открытием первого дня стали ребята из Калининграда. Как и на прошлом фестивале, Наталья Егельская, Ярослав Бернацкий и Владислав Шульев выступили задорно, показав хорошее актерское мастерство и владение ЖЯ вкупе с самоотдачей, – и оставили у зрителей приятное впечатление.
Один из претендентов на победу в фестивале – коллектив Самары – снова оправдал свою высокую планку. Эмоциональная и энергичная Екатерина Федосина с “Мухой-Цокотухой”, яркая и эффектная Гузель Шаймарданова с песней “Мир вашему дому”, а уж чего стоили “Частушки” Юлии Макаровой и Максима Разумовского! Александр Болкисев стал уверенным претендентом на победу на втором фестивале подряд в номинации “Рассказ на жестовом языке”, применив технику “разрушения четвертой стены” и контактируя с залом.
Карачаево-Черкессию представила одна Алина Акбаева, зато как эмоционально и красиво: выступив в национальном костюме, с песней “На Кавказе”, она надолго запомнится зрителям.
Следующие – артисты из Кургана. С самого начала Олег Чекашев, Марина Сторчак, Татьяна Коклягина, Владимир и Алсу Мордовины, Дина Лаврова показали, что в плане жестовых песен и артистизма хорошо подготовлены. Не удивительно, ведь эти артисты не раз брали призовые места на фестивалях.
Ветеран Олег Чекашев показал, что не зря считается одним из мастеров жестовой песни. А пересказ стихов про почтальонку авторства Татьяны Черновской в исполнении Дины Лавровой в жанре “Художественное слово” впечатлило, так проникновенно и эмоционально она поведала о тяготах почтальонши.
Двое молодых парней из Волгограда выступили с рассказами, но, несмотря на хорошее владение жестовым языком, выбор тем оказался, на мой взгляд, неудачен – их выступления не затронули зрителей. Артистам есть куда расти, если будут целенаправленно заниматься техникой исполнения и более ответственно подойдут к тематике.
Продемонстрировал хороший уровень и коллектив из Кирова. Все их номера показали, что кировчане хорошо подготовлены и знают свое дело, но как-то буднично все это было показано. Ярко выступил лишь Роман Бледных с известной песней “Мама”, захватив весь зал, – слушатели подпевали исполнителю.
Задорными “Кубанскими частушками” в исполнении Александра и Ларисы Овчинник запомнилось выступление Краснодарского коллектива. Как было замечено – кубанцы, как и многие, оказались хорошо подготовленными, представив красивые костюмы и номера по национальным мотивам.
Артистки из Архангельска – Татьяна Пиналей, Наталья Савкина, Ирина Перемогаева, Ольга Кононова, Ольга Емельянова, Ольга Пруцакова – выступили достойно, но, как и в случае с Волгоградом, не впечатлили. Жестовое исполнение у этого коллектива оказалось слабым, артистки использовали калькирующую жестовую речь в тех местах, где можно было использовать РЖЯ. Но последнее слово тут за жюри.
Ждем следующего дня фестиваля и узнаем, кого жюри сочтет достойным представлять свои номера на гала-концерте, который состоится 20 октября в Саратовском академическом театре юного зрителя.