Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Вернисаж на Стрельнинской

В конце марта в питерской галерее на Стрельнинской, расположенной в библиотеке слепых и слабовидящих, открылась выставка работ неслышащих художников и фотографов “Театр во сне и наяву”, посвященная Дню театра. Напомню, что это уже второй художественный вернисаж питерских художников на театральную тему. Первая выставка называлась “Театр глазами тишины” и в течение месяца (с начала марта) с успехом демонстрировалась в библиотеке им. К.А. Тимирязева.
Обе выставки были организованы С.-Петербургским театром глухих и творческим объединением неслышащих художников “Арт-Неваградъ”, которые сейчас, благодаря хорошей организаторской работе директора театра Владимира Бочарова, работают в творческом тандеме. Причем по составу работ выставки не повторяются.

Strelnin exhibit April18 01
Афиша

Strelnin exhibit April18 02
Выступает Владимир Бочаров, директор Санкт-Петербургского театра глухих

Выставка в галерее на Стрельнинской объединила как старые, так и новые работы наших художников. Условно говоря, к “старым”, т.е. выполненным несколько лет назад, можно отнести живописное полотно с итальянским сюжетом Юлии Кондратенко и несколько картин Юрия Чернухи, в том числе его известную картину “Приглашение на танец”, где девушка-колясочница просыпается в мире своей мечты, способная не только ходить, но и танцевать…
Из новых работ хотелось бы выделить, прежде всего, триптих “Гамлет, 1937” Владимира Сычева, повествующий о судьбе глухого артиста и режиссера Михаила Тагер-Карьелли, организатора и режиссера Петроградского театра глухонемых “Пантомима”, чья жизнь трагически оборвалась в 1937 году. Именно портрет этого талантливого человека помещен в центре триптиха.

Strelnin exhibit April18 03
Владимир Сычев. “Гамлет, 37”

О своей работе художник рассказал, что триптих – продолжение его работы над темой о репрессиях среди глухих, начатой им еще в проекте памятника на Левашевской пустоши: “Это размышление о тоталитаризме двух диктатур – гитлеровской и сталинской, которые уничтожали свободу слова и убивали деятелей искусства… Боковые картины можно превратить в диптих и назвать “Противостояние” и они тоже самостоятельно и органично будут смотреться вместе…”
Другой портрет М. Тагер-Карьелли показал Сергей Пятин в картине “Несостоявшийся спектакль”.
И еще один триптих остался в памяти. Сергей Ущенко создал настоящую живописную поэму, посвященную искусству танца. Причем репродукцию одной его части “Эвтерпа и скрипка” мы вынесли на обложку журнала “ВЕС” (№4, 2018).
Запомнились также две коллажно-живописные работы Дмитрия Мириленко. Особенно “Вдохновленная”, где женщина в средневековом наряде, возможно участвующая в венецианском карнавале, держит в руках маску… А Сергей Вишняков на своей картине “Поединок” изобразил артистку, управляющую театром марионеток.

Strelnin exhibit April18 04
Дмитрий Мириленко. Вдохновленная

Strelnin exhibit April18 05
Сергей Вишняков. Поединок

Живописные работы дополнили вырезанные из дерева фигурки людей Геннадия Германа. Скульптор умеет посмотреть на происходящее с доброй улыбкой. Такова его сюжетная скульптура “Афиша”, посвященная одному из спектаклей театра глухих. Думаю, многим понравились несколько нарядов талантливого модельера Татьяны Сыщиковой, причем платье “Соня”, выполненное для художницы Сони Светловой, по-настоящему изысканно и карнавально.
Были на вернисаже и работы наших неслышащих фотографов (Никиты Егорова, Владимира Чернявского и Дмитрия Мириленко), посвященные театру и отдельным спектаклям. Но расположенные вместе и очень кучно на одной стене, они смотрелись не слишком выгодно. Думаю, лучше отбирать поменьше таких фоторабот, но представлять их наравне с живописью, чтобы каждую фотографию удобно было смотреть по отдельности.

Strelnin exhibit April18 06
Ирина Федорова. Асисяй

Strelnin exhibit April18 07
Сергей Ущенко. Терпсихора и цветок

Вернисаж завершился показом отрывков из спектаклей С.-Петербургского театра глухих “Роковая дама” (по мотивам произведения А.С. Пушкина) и “Любовь по-петербургски” (по мотивам произведения Р. Тома “Восемь любящих женщин”). Неслышащих художников и артистов объединяет многое, и прежде всего жестовый язык – одновременно и театральный, и живописный в своей образной основе. 
Кстати, в июне (с 11.06 по 17.06) в Петербурге планируется Международный форум “Неделя культуры и искусства глухих”. В его программу войдут конференция “Мир без барьеров”, выставки неслышащих художников и фотографов, театральные мастер-классы и ряд других мероприятий.
А выставка “Во сне и наяву” продолжает свою работу до 24 апреля и открыта по рабочим дням с 15:00 до 18:00 по адресу: ул. Стрельнинская, 11.

Текст и фотографии: Ярослав Пичугин

Добавить комментарий