Прошедшим летом в издательстве “Манн, Иванов и Фербер” вышла книга “СуперУхо”. Это необычный графический роман, повествующий о девочке с нарушением слуха.
Американка Сиси Белл создала его на основе собственного опыта – воспоминаний о детстве, в котором она пережила потерю слуха, приноравливалась к слуховым аппаратам, ходила в массовую школу и преодолевала трудности в отношениях со сверстниками. Маленькая Сиси в романе отчаянно стесняется своих СА, не понимает, как относиться к тем детям, которые в лоб задают вопросы про ее слух, делает вид, что не пропускает важных вещей в разговоре, и сбегает с пижамной вечеринки с подругами, не в силах вынести, когда они начинают шептаться и хихикать в темноте, а ей ничего не понятно…
И это лишь несколько нюансов из множества тех, что сопровождают жизнь при нарушении слуха. Возможно, все же именно нам, читателям с нарушениями слуха, может быть местами трудно удержаться от соблазна покритиковать те или иные события и их подачу в романе. Но, в принципе, всякая литература уже сама по себе субъективна, и с этим можно только соглашаться заранее, ведь какой смысл оспаривать авторскую точку зрения?
Любая история взросления предполагает конфликты и их разрешение, проходящие сквозь череду разочарований и приобретений. В случае с особым ребенком тема становится более острой и скользкой. И тут важно отметить, что Белл подчеркивает: это история индивидуальная, автор пишет о себе, не пытаясь говорить за всех, за других детей с нарушениями слуха. Повествование ведется от первого лица, без занудства и нагнетания, с юморными нотками; в фокусе – эмоциональное состояние Сиси как ее реакция на окружающий мир и ситуации, происходящие в основном при взаимодействии с другими детьми. На этом фоне достаточно условны родительские фигуры, они по умолчанию положительны и заботливы. Так что места для спора о воспитательных методах не найдется.
В романе встречается немало значимых ситуаций и моментов, которые актуальны не только в привязке к теме глухоты. Героиня – обычная по характеру девочка, которая не стремится к какому-то привилегированному положению, не всегда права, поступает иногда спонтанно и нелогично, не сразу осознает, что у каждого человека есть своя уникальность, и у нее самой тоже. И этим книга подкупает, можно и ощущать периодически что-то схожее с собственным опытом – а точки пересечения, скорее всего, возникнут, – и принять ее как один из примеров современной подростковой литературы в целом.
И не возникнет также повода говорить, что Сиси Белл просто эксплуатировала “особость” темы. “СуперУхо” – это замечательно рассказанная история, и подобранная для этого художественно-литературная форма и достаточно ярка, чтобы относиться к категории детской литературы, и достаточно выразительна, чтобы отобразить особенности визуального восприятия глухих. Графические приемы и игры со шрифтами позволили показать и недослышанные слова, и смену интонаций, и особенности манеры речи разных персонажей. Ну, а откуда растут все их кроличьи ушки – это хороший вопрос, на который, в общем-то, возможно ответить самим в процессе чтения. Либо поможет послесловие автора с объяснением.
Приятное впечатление от добротного издания, хорошего перевода и редактуры может несколько смазаться, опять же, субъективной для нас деталью – словосочетанием “язык жестов”. Хотя Сиси этим языком в конечном счете не овладевает и он упоминается немного, это не избавляет от сожалений, что была упущена возможность закрепить в памяти еще у какого-то процента непосвященных читателей правильное название. И здесь, к сожалению, тиражируется печально распространенная в наших СМИ ошибка. С другой стороны, понятно, что при подготовке книги не требовалось специальной консультации “причастных людей”, поэтому можно считать этот момент некритической погрешностью.
На сайте издательства МИФ предлагается возможность скачать вводный отрывок.
А в качестве бонуса – отзыв женщины с нарушением слуха, которая тоже прочитала эту книгу и очень живо откликается на нее.
Тамара Шатула