30 мая в Театре мимики и жеста состоялся творческий вечер Алены Бирюковой. Это очень символично, что в юбилейный для театра год одна из его ведущих на сегодняшний день актрис выступает со своеобразным творческим отчетом. Поклонники театра глухих давно знают и любят Бирюкову, которая на сцене уже более 15 лет и запомнилась многими яркими ролями. Накануне бенефиса Алены мы побеседовали с актрисой о ее жизни и сценическом творчестве.
Момент бенефиса актрисы в ТМЖ
– Алена, поясните для начала, почему на афише вашего творческого вечера написано: “Бенефис Бирюзы”. Это ваш творческий псевдоним?
– Так меня называют коллеги по театру и друзья. Этот псевдоним появился в результате уменьшения моей фамилии, а также благодаря моей любви к драгоценным камням-самоцветам. Вы же знаете, как среди глухих часто используют жестовые прозвища, используя созвучие с фамилией. Жест “Бирюк” мне не подошел, потому что я веселая и заводная, вот друзья и придумали “Бирюзу”, так все и привыкли называть.
– Так, понятно… А теперь о выборе своего пути в жизни. Как и когда вы осознали, что мечтаете стать актрисой?
– С самого детства, сколько себя помню, была такая мечта. Дело в том, что еще с детсада я любила играть в театр. Меня уже тогда мама приводила на спектакли в Театр мимики и жеста, и я восхищалась игрой глухих актеров, разглядывала афиши, в фойе смотрела на портреты моих кумиров – Ольги Гарфельд, Татьяны Петуховой – и мечтала, что тоже буду, как они, играть на этой сказочной сцене.
– Значит, вы выросли в Москве, но ведь родились в Барнауле. Как судьба привела вас в столицу?
– Да, я родом с Алтая, но рано потеряла слух, и мама решила: чтобы дать мне хорошее образование, надо ехать в Москву. Сначала я ходила в детский сад при московской школе для слабослышащих №30. Мама работала медсестрой, ей стоило больших трудов закрепиться в Москве. Хотя у меня была 4-я степень потери слуха, но удалось сохранить речь благодаря занятиям с логопедами и настойчивости мамы. Она, к примеру, предлагала: если хочешь гулять, сначала прочитай голосом в книге несколько страниц. Так я практиковалась, плюс слуховой аппарат привыкла носить с детства. А жесты начала осваивать уже в 30-й школе. На уроках там жестовый язык запрещался, но ребята меня научили. В нашем классе было несколько детей глухих родителей, один из них – известный ныне иллюзионист Андрей Тюрин.
– Кто был для вас первым наставником в театральном искусстве?
– Во время учебы в школе ходила на занятия в Театр мимики и жеста. Здесь был коллектив художественной самодеятельности, им руководила Вера Александрова, ее и считаю своим первым наставником. А когда заканчивала школу, узнала, что набирают курс неслышащих на актерский факультет ГСИИ (института искусств, ныне РГСАИ). Поступила туда в 1994 году, нашим руководителем был Михаил Петрович Семаков, он запомнился как очень добрый и заботливый педагог. Мы были у него первой группой в ГСИИ, со мной на одном курсе училась Светлана Вакуленко, а на старшем курсе тогда готовились стать актерами Роберт Фомин и Сергей Родин.
– Кроме Семакова, какие педагоги работали с вами в институте?
– Мастерство актера у нас вела профессор Людмила Ставская. Она преподавала еще в Щукинском училище и ставила спектакли в ТМЖ в 60-е годы. Очень строгая и требовательная, все ее боялись. Ее любимыми выражениями были: “Не верю” и “Розовые слюни”. Была сильный преподаватель по литературе и истории искусства Галина Пасс, она могла об одной стихотворной строчке рассказывать целый час, объясняя нам ее смысл. Инесса Тимошевская – актер-диктор ТМЖ – преподавала у нас сценическую жестовую речь, нам очень повезло, что она привила нам красивую манеру жестов. Глухие педагоги Геннадий Калинин и Елена Григолавичуте вели жестовый язык и художественное слово. Любовь к жестовой песне у меня – от них.
– Какой спектакль играли на защите дипломов в ГСИИ?
– Для защиты было три постановки: “Коварство и любовь” (у меня была роль Мамы) и пластический спектакль “Пир во время чумы” (я играла Оно), а также пьеса театра абсурда “Новый жилец” по Ионеско. А сразу после выпуска – в 2000 году – меня приняли в труппу Театра мимики и жеста. Детская мечта стала явью, я играла на одной сцене с заслуженными артистами России Гарфельд, Петуховой, Лесниковым, Митрофановым!
– Помните, как дебютировали на сцене театра своей мечты?
– Первой ролью стала Обезьяна в “Маугли”. В то же время меня ввели в “Сказку о попе и работнике его Балде” (в массовке). Михаил Слипченко, бывший тогда главным режиссером ТМЖ, дал нам со Светланой Вакуленко роли сестричек в “Золушке”, до сих пор эту роль играю…
– Какие роли вам ближе – комические или драматические?
– Так получилось, что меня по амплуа считают характерной актрисой, поэтому поручают в основном комические роли.
– Но еще Станиславский говорил, что считает амплуа препятствием для развития актерской индивидуальности. Действительно, вы ярко смотритесь в комических ролях, например, в “Свадьбе” по Зощенко, где вы сыграли Невесту (2011 год). Однако мне запомнились и роли, где вы передали страдания одинокой актрисы в спектаклях “Формула жизни” (2009 год) “Весь мир – театр, и люди в нем актеры” (2012 год). Они показывают, что вам по плечу и более серьезные роли, требующие глубины переживания.
– Мне иногда хочется сыграть что-то высокое, трагическое, вырваться из рамок своего амплуа. Но для этого, наверное, нужно, чтобы это сделал режиссер, который не работал раньше в нашем театре, человек со стороны. Вместе с тем отмечу, что с режиссером ТМЖ Робертом Фоминым, который хорошо знает мои сильные и слабые стороны, у нас прекрасное взаимопонимание и сотрудничество.
Т. Ковальская и А. Бирюкова в спектакле “Свадьба”
– Недавно, в апреле, артисты ТМЖ выступили на вечере стихов глухих поэтов. На нем вы читали стихотворение Марии Веселовской-Томаш, в котором были и глубина, и трагизм. Сама Мария видела ваше выступление и была так восхищена, что в тот же день написала новые стихи “Голос печали”, посвященные вам, “с преклонением перед талантом”. Какие впечатления у вас остались от этого опыта?
– Мне было интересно попробовать создать новый образ в жанре художественного слова. И если получилось, я рада. Очень тронута стихами Марии, посвященными мне. Показала эти строки нашей переводчице Людмиле Левиной, она говорит – это точно твой образ!
– В этом году в театре восстановили спектакль “Где Чарли?”, который с успехом ставился на сцене ТМЖ в 1975 и 2008 году. Вы играли и 9 лет назад, когда на Международном фестивале в Киеве наш театр получил Гран-при, и в новой, уже третьей по счету версии “Чарли”. Есть ли, по вашим ощущениям, разница?
– В той и другой постановке у меня роль та же – Эмми, но если в прошлом составе с нами играли заслуженные, опытные артисты – Татьяна Ковальская, Иван Лесников, Виктор Чебышев, то ныне они на пенсии. Сейчас в спектакль ввели молодое поколение актеров, а мы с Робертом Фоминым, Светланой Вакуленко, Сергеем Родиным уже сами стали как бы старшим поколением театра. А молодежь у нас очень талантливая, сейчас они набирают опыт и мастерство, быстро растут.
– Можете ли вы назвать какую-то роль из сыгранных в театре самой любимой?
– Все роли люблю. Хотя, пожалуй, более всего – в спектакле “Именины Бабы-Яги”, где я играю Таньку и во время действия исполняю много разных трюков, танцев, попадаю в смешные и абсурдные ситуации.
– Как готовитесь к ролям? С кем из коллег любите взаимодействовать, обмениваться мнениями?
– В процессе репетиций вместе с режиссером ищем, как подать рисунок роли, что привнести необычного. Бывает, Сергей Родин подскажет что-то свое, у меня появляются новые идеи, нестандартные варианты.
Спектакль “Весь мир – театр…”
– Вы часто выступаете в эстрадном жанре, любите жестовые песни. А есть самые любимые?
– С юности обожаю песню “Без меня тебе, любимый мой”, которую пела Алла Пугачева. Еще нравятся песни Софии Ротару.
– Бенефис – важное событие для актера. Как и с кем готовились к этому вечеру, кто помогал?
– Я задумала творческий отчет еще в начале театрального сезона, то есть осенью. Советовалась с коллегами и директором ТМЖ Николаем Чаушьяном. Мои любимые актеры – Роберт Фомин и Сергей Родин – хорошо меня знают и поэтому им досталась миссия вести вечер. В оформлении сцены и дизайне нарядов для бенефиса очень помог глухой модельер Гавриил Агуф. Хочу поблагодарить Марину Фомину и Ирину Боше за помощь в шитье костюмов. Людмила Левина помогла в постановке номеров разговорного жанра. Презентацию стихов в стиле ретро сделали на студии “Деафильм” под руководством Дмитрия Барулина. И всем моим коллегам, сотрудникам театра очень благодарна.
– Алена, что значит театр в вашей жизни?
– Я прихожу в театр как на праздник! Это мой второй дом, это как лекарство для души, мое утешение. Когда я играю на сцене, то мне кажется, что я излучаю любовь и взаимодействую со всеми зрителями в зале. И счастлива, что зрители тоже меня любят, они пишут мне об этом в почте и соцсетях, не только глухие, но и слышащие.
– Благодарю за беседу. Пусть театр всегда занимает такое особое место в вашей жизни!
Беседовал Василий Скрипов
Фото: Валентин Прикащиков и из архива “ВЕС”
(Опубликовано в журнале “ВЕС” №6-2017)