Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

“Если сидеть и в носу ковыряться, то …”

“Если сидеть и в носу ковыряться, то ничего не выйдет”

Поводов для встречи с актером Алексеем Лемешевым у нас было достаточно: это и премьеры нынешнего сезона — “Где Чарли?”, “Золушка”, “До и после”, “Проснись и пой” — в Театре мимики и жеста, и нашумевшая пластическая драма “Калигула” Московского Губернского театра, где Алексей исполняет роль Патриция. Но наша беседа вышла за рамки обычного разговора о творческих планах и нелегкой актерской доле, то и дело переходя на размышления о мечтах, партнерстве на сцене и в жизни, любви к родине и счастье.

15

— Алексей, вы только что вернулись из Минска, где выступали с коллегами по Театру мимики и жеста, недавно ездили с Губернским театром в Екатеринбург, Самару, Ростов-на-Дону, Краснодар. Для вас гастроли — это работа или отдых?
— Конечно, работа. В Минске нас любят, даже обожают, и ждут. И так, надеюсь, будет всегда. Поэтому и впредь мы станем ездить туда. В столице Белоруссии очень горячий прием. Мне это нравится. В каждом городе нас встречают по-разному и публика везде разная. Но неизменно одно: это интерес к тому, что мы показываем, будь то спектакль или концерт. Разумеется, гастроли, прежде всего, труд. Нередко из-за репетиций и подготовки к выступлению мы и города-то, куда приехали, толком не видим. Но порой выпадает несколько часов, когда я гуляю по городу или иду в музей, словом, немного отдыхаю, и это радует.
— Что для вас отдых?
— (Вздыхает). Отдых… Я отдыха вообще не знаю. Иногда есть возможность на один или два дня уехать домой, в Воронеж, или в деревню, где можно расслабиться и набраться сил.
— Как в Воронеже относятся к тому, что вы делаете в Москве?
— Мои родители, друзья, родственники знают, что я поступил здесь, в Москве, на театральный факультет, поэтому они все относятся нормально к моей работе в театре. Даже гордятся мной.
— Но родители наверняка скучают, зовут вас в Воронеж…
— Зовут. И если нужно — я еду.

8
С родителями

— Если бы не работа в театре, вернулись бы в Воронеж насовсем?
— Да. Я бы там работал в школе, преподавал бы. При местном отделении Всероссийского общества глухих проводил бы концерты, вечера. В Доме молодежи хотел бы открыть детский клуб и организовывать там разные мероприятия: конкурсы, походы, спартакиады.
— Чем Воронеж отличается от Москвы?
— В Воронеже у меня нет возможностей для развития в профессии. Они надеются, что Лемешев Воронеж вытянет. (Смеется). В Москве же много возможностей и много всего интересного.

В столице Алексей Лемешев поступил на театральный факультет Российской государственной специализированной академии искусств. Его работы в дипломных спектаклях “Справедливость в скобках” (по “Одесским рассказам” Исаака Бабеля”), “Две стрелы” (по одноименной пьесе Александра Володина), “Оркестр” (по советским песням) до сих пор помнят зрители. Да и сам Алексей на вопрос о любимой роли не задумываясь отвечает:

14
Сцена из дипломного спектакля “Справедливость в скобках”

— Цудечкис, Савка Буцис, папаша Каплун, словом — “Справедливость в скобках”.
— Коль зашла речь о дипломном спектакле вашего курса “Справедливость в скобках”… В этом году исполнилось три года, как вы окончили институт. Что вы считаете своим главным достижением за эти три года?
— Много всякого произошло за это время. Я играл в трех театрах: Мимики и жеста, “Недослове”, Губернском. Работал в Хакасии в детском лагере. Вел кружок в Театре мимики и жеста. Были взлеты и падения…
— Кого вы считаете своим наставниками в профессии?
— Прежде всего это Евгений Константинович Карельских, руководитель нашего курса в институте. Он давал нам свободу, научил мыслить. В театре — это мои старшие коллеги: Сергей Родин, мы сидим с ним, болтаем, советуемся. Максим Александрович Тиунов. Роберт Валерьевич Фомин.
На сцене Театра мимики и жеста Алексей Лемешев стал играть, еще будучи студентом. И роли у него самые разные — главные и не совсем главные, но неизменно яркие и запоминающиеся: Кот в “Бременских музыкантах”, Нечистая сила во “Влюбленном Кощее”, Полицейский и клоун Бим в “Пеппи Длинныйчулок”… Сейчас для Алексея завершается уже третий сезон в качестве принятого в труппу ТМЖ актера. В этом же сезоне его вместе с коллегами по Театру мимики и жеста Игорем Стрелкиным и Максимом Тиуновым, а также с артистами театра “Недослов” Олегом Селяниновым и Александром Арчебасовым пригласили в Губернский театр — принять участие в постановке пластической драмы “Калигула” режиссера-хореографа Сергея Землянского.

12
В образе Патриция. Спектакль “Калигула” Московского Губернского театра

—Каким этот сезон был для вас: удачным, провальным, тяжелым, легким? Или все шло без особых потрясений?
— Сезон запомнился прежде всего нагрузкой, бешеной нагрузкой. Но мне интересно выходить на сцену, поэтому буду работать дальше.
— Этот год оказался щедр на премьеры: в репертуар Театра мимики и жеста вернулись “Золушка” и “Где Чарли?”, появились “До и после” и “Проснись и пой”, вас позвали играть в драме “Калигула” Губернского театра. Роль в каком из этих спектаклей оказалась для вас самой сложной?
— В “Проснись и пой”. Там постоянные переходы с одного музыкального номера на другой — надо все время выходить из образа, входить в образ, переключаться с песни на песню. Это очень непросто.
— А самая интересная роль этого сезона?
— Для меня интересной стала роль в “Калигуле”. Я первый раз работал со слышащими актерами. Я люблю нечто особенное, то, что раньше никогда не пробовал.
— Вам интересней работать с глухими или со слышащими?
— Без разницы.
— Что для вас в работе важней всего: партнеры, интересная пьеса, грамотный режиссер? Чтобы вам за работу деньги платили?
— Важней интересная постановка.
— Кто ваш любимый партнер на сцене?
— Игорь Стрелкин. В рабочее время мы репетируем с ним, потом уходим со сцены и… дальше репетируем. Вот это я называю настоящим партнерством. Ведь мы с Игорем знакомы с детства: вместе ходили в детский сад, учились в одной школе, вместе приехали поступать в Москву в институт, вдвоем постигали азы профессии. Сейчас мы вместе играем и в Театре мимики и жеста, и в Губернском театре. Мы с Игорем понимаем друг друга без лишних слов и жестов.

19
С другом и коллегой по Театру мимики и жеста Игорем Стрелкиным

— Алексей, в Театре мимики и жеста вы заняты в восстановленном спектакле “Где Чарли?”, играете там Джека — ту роль, которую до вас играл Роберт Фомин. Вы ориентируетесь на то, как он играл, или вам важно только ваше собственное понимание роли и характера героя?
— Я смотрел этот спектакль только в видеозаписи. Роберт по-своему играл, а я по-своему играю.
Красивый, молодой, высокий, с обезоруживающий улыбкой. По такому принцу тайно и почти открыто вздыхают знакомые, малознакомые и совсем незнакомые представительницы прекрасной половины человечества. Роль Принца и Алексей Лемешев — иного сочетания для зрителей и особенно зрительниц даже трудно себе представить. В возобновленной после нескольких сезонов отсутствия в репертуаре Театра мимики и жеста “Золушке” конкурентов на главную мужскую роль у Алексея не было. Но только ли привлекательная внешность важна для исполнителя роли Принца?
— Вам ваша красивая внешность помогает или мешает?
— Скорее, мешает. Хотя я не считаю себя красивым, просто у меня фактура обаятельная. Я играю внутри. Любую роль стараюсь проживать, продумывать. Я очень въедливый актер, вечно собой недоволен и переживаю, когда долго не выстраивается роль на репетициях или что-то не получается во время спектакля. И на сцене очень многое зависит от партнера, ведь спектакли никогда не играются в одиночку.
— “Золушка” — один из самых популярных сюжетов в искусстве: есть множество фильмов, спектаклей, мюзиклов “Золушка”. И так же много исполнителей роли Принца. Не возникал ли у вас соблазн, посмотрев какой-то фильм или спектакль “Золушка”, просто повторить чужую игру?
— Нет, я стараюсь никого не копировать.
— Отличается ли для вас Принц в нынешней постановке от этой роли тогда, когда вы были еще студентом и делали первые шаги на сцене Театра мимики и жеста?
— В то время в театре была иная атмосфера, и я был очень молод. Сейчас все по-другому: мыслим по-другому, двигаемся по-другому, другой взгляд на многие вещи… Когда я был студентом, в моем актерском багаже было не так много ролей. Сейчас актерский опыт у меня посолидней, чем тогда. (Улыбается.) Я играю и в сказках для детей, и в пластических постановках, и в музыкально-поэтических представлениях. Поэтому я стараюсь переосмыслить и роль Принца, то есть ту роль, которую уже когда-то играл.

17
С однокурсниками по Российской государственной специализированной академии искусств (выпуск 2014 года)

— Для вас в театре важней содержание или форма? То есть ЧТО играть — пьеса, сценарий или КАК играть — пластический театр, драматический, жестовая песня…
— Конечно, содержание.
— А в каких спектаклях вам интересней играть: в пластических или драматических?
— В пластических, вернее — в пластически-драматических. Куда глаз посмотрит, куда тело повернется. То есть не просто какие-то танцевальные движения должны быть и взмахи руками-ногами, но чтобы в спектакле была мысль, чтобы каждое движение совершалось не абы так, а было обосновано сценарием, замыслом режиссера и актерской игрой. Вот это мне интересно.
— Если вам предложат интересную работу в другом городе или другой стране, согласитесь?
— Не могу родину предать.
— Даже если денег много заплатят?
— Даже если денег много заплатят. Что мне там делать…
— Были ли какие-то творческие проекты, от которых вы отказывались?
— Были. Но я не жалею. Ведь всегда, прежде чем согласиться на какой-то проект или отказаться от него, я читаю сценарий: о чем проект, что мне там надо делать. Потом спрашиваю совета у знакомых, у профессионалов, они мне говорят, надо или не надо принимать то или иное предложение.
— От какой работы вы не откажетесь?
— Я не отказываюсь от съемок в кино, в рекламе, в клипах. Мне это очень нравится.
— В каком театре вы мечтаете играть?
— Конечно, в Театре Вахтангова.
— Что такое для вас театр: репетиции, премьеры, спектакли, гастроли, аплодисменты зрителей, поклонницы, отзывы коллег?
— Театр — это храм божий. Я люблю аплодисменты, они меня вдохновляют и дают мне сил работать дальше. Я все время на спектакле стараюсь выкладываться на 100%, вне зависимости от того, главная у меня роль или эпизодическая. И, разумеется, очень устаю. Но когда я вижу, что зрителям понравился спектакль, когда они хлопают, дарят цветы, говорят добрые слова, на гастролях просят приезжать к ним еще… тогда я понимаю, что не зря так старался. А усталость проходит.
— Для кого вы играете?
— Для публики. Я не могу подвести зрителей и коллег. Было дело — я даже из больницы сбежал, чтобы в спектакле сыграть. Я тогда оканчивал институт. Ну и видимо, от перенапряжения — зачеты, экзамены — организм не выдержал, и я попал в больницу. Пару дней умирал, по палате еле передвигался. Врачи запретили мне любые нагрузки. Но оставалось сыграть еще один дипломный спектакль. Поэтому в день спектакля я просто вызвал такси и уехал в институт. Как играл — почти не помню. Но весь наш курс Евгения Павловна (актриса Евгения Симонова была председателем госкомиссии на наших выпускных спектаклях) тогда похвалила.

16
Сцена из дипломного спектакля “Две стрелы”

— Существуют люди, чье мнение для вас важно? Или вам достаточно самооценки?
— Есть люди, чьим мнением я дорожу.
— В чем для вас как для актера состоит задача режиссера? Чтобы он сказал, КАК играть или чтобы он не мешал вам самому выстраивать роль?
— Трудный вопрос. Чтобы режиссер объяснил то, что он хочет увидеть. Если режиссер дает такой план, то с ним можно согласиться или нет, а можно и поспорить, опровергнуть его точку зрения. Если же меня это устраивает, то я начинаю копаться, что-то искать, работать над собой.
— Бывает так, что ваше понимание роли не совпадает с режиссерским?
— Конечно. Если не совпадает, то я должен дальше искать. Вы спрашивали, что такое для меня театр. Театр — это еще и постоянные поиски: своего понимания роли, характера персонажа, путей взаимодействия с партнерами.
— Если бы вы сами были режиссером, то какой спектакль вы бы поставили?
— Я бы поставил “Любовь и голуби”. Мне интересны судьбы героев, которые живут в деревне, их отношения.
— Что вам надо делать, чтобы как актеру развиваться в профессии?
— Нужно много тренироваться, много работать. А если сидеть и в носу ковыряться, то ничего не выйдет.
Помимо игры на сцене до недавнего времени Алексей Лемешев преподавал в детском воскресном кружке при Театре мимики и жеста, где занимался со своими юными воспитанниками игровой деятельностью и ставил с ними различные номера. Также вместе они участвовали новогоднем представлении.
— Скучаете по педагогической деятельности?
— Да.
— В одном из интервью, еще будучи студентом, вы сказали, что собираетесь учиться в магистратуре Щукинского училища. Передумали?
— Передумал. Уже иду в другую сторону.
— Вы хотите работать с детьми. Чему и как вы их будете учить?
—У меня свой метод: я смотрю, какие ребята, и делаю что-то для них. Потому что, например, в провинции больше трудностей, а московские ребята — другие, следовательно, и подход к ним нужен другой.
— Многие знают вас не только как актера, но и как талантливого организатора и режиссера фестивалей. А готовы ли вы быть директором театра?
— Директором я никогда не буду. Я бы с удовольствием организовал какое-то мероприятие или благотворительный проект. Но директором… Там созваниваться с нужными людьми надо, переговоры вести… Не мое это.

1
Сцена из дипломного спектакля “Справедливость в скобках”

Безусловно, самое интересное на сегодня в творческой биографии Алексея Лемешева — это его игра в театре: в спектаклях и музыкальных постановках.

— Для вас есть разница, зачем выходить на сцену: играть в спектакле, принимать участие в поэтическом вечере, выступать на концерте? Вы все делаете с одинаковой отдачей?
— В драматическом спектакле нужно полное перевоплощение. Поэтический вечер — это тоже проживание, но другого рода. Для концерта требуется иное усилие, чем для спектакля.
— Какую роль вы мечтаете сыграть?
— Я мечтаю играть вредного, комического персонажа. Например, Плюшкина из “Мертвых душ” Гоголя. В “Анне Карениной” я бы сыграл Вронского, в “Идиоте” Достоевского — князя Мышкина. А вообще-то я не очень люблю главные роли, предпочитаю быть актером второго плана, играть яркие эпизоды.
— Алексей, а вы хотите, чтобы вас узнавали на улице? Чтобы поклонницы дежурили у подъезда…
— Нет-нет, спасибо.
— Разве вам не важно быть известным?
— Я не люблю, когда меня узнают.
— Как вы думаете, почему вас любят как человека?
— (Смеется). Не знаю, надо спросить у тех, кто меня любит. Может быть, за то, что я такой привлекательный и со мной интересно разговаривать.

2

— Для вас в общении с человеком важней его личные качества или профессиональные?
— Профессиональные.
— Вы счастливый человек?
— Да. У меня есть работа. Я люблю своих родителей. Они счастливы — и я счастлив, несмотря ни на какие трудности.
— У вас есть мечта?
— Я бы хотел организовать благотворительный вечер для глухих детей, которые страдают от онкологических заболеваний. Я знаю трех ребят — из Красноярска, Казани и Великого Новгорода, которые очень нуждаются в дорогостоящем лечении. И хочу собрать хотя бы часть денег, чтобы помочь им. И еще я мечтаю сделать маленький смешной спектакль и ездить с ним по разным городам — собирать средства для благотворительной деятельности.
— Кем вы себя видите в этом спектакле?
— Я могу быть актером, могу быть ответственным за сбор денег, чтобы ничего не упустить.
— Ваша любимая книга?
— “Анна Каренина” Толстого. “Войну и мир” не люблю, несмотря на то, что я участвовал во всероссийском проекте “Война и мир”. Читаем роман”. Еще люблю Достоевского. Но он для меня труден. Если я прочитал одну книжку, то я ее три раза перечитываю: о чем там написано, зачем.
— Что бы вы хотели в жизни вне театра?
— Хочу детей, семью.

P.S. На сцене артист Алексей Лемешев потрясающе разнообразен. В жизни он оказался человеком немногословным, задумчивым и не по возрасту серьезным. И кажется, Алексей совсем не лукавит, когда говорит, что не хочет быть узнаваемым и главным ролям предпочитает роли второго плана.

Интервью: Павел Родионов, Екатерина Перфильева
Фото: Сергей Головач, Сергей Иванов и из архива Алексея Лемешева

Добавить комментарий