В Кашине проходит выставка “На ладони Господней” художников Культурного центра “Гефест”. Она открылась 17 апреля в самом центре города, в здании, где в годы до революции размещалась городская Дума. Сейчас здесь расположена Центральная библиотека. По существу, этот вернисаж завершил юбилейный год “Гефеста”, посвященный его 25-летию. В рамках юбилея было проведено несколько выставок, последняя из которых прошла в конце прошлого года в Нижнем Новгороде (ВЕС №1, 2017).
Но почему для такой масштабной выставки, включившей около 70 работ, был выбран сравнительно небольшой город, расположенный довольно далеко от крупных мегаполисов? Во-первых, этот старинный город – один из самых уникальных центров, примыкающих к “Золотому кольцу”. В Кашине мы сразу обратили внимание на полноводную весной речку Кашинку. Она причудливо петляет по городу, красиво очерчивая заросшие деревьями берега, на которых разбросаны старые храмы. А если посмотреть на карту, то бросится в глаза – охватывающая город петля реки удивительным образом похожа на очертания сердца. В центре сохранилось немало домов, построенных в XVIII–XIX вв., в том числе торговые палаты. На всхолмье на Соборной площади расположен Воскресенский собор. Он впервые упоминается в летописях в конце XIV в. В камне храм отстроили в 1796–1804 гг. Вскоре после этого сюда из Успенского собора перенесли мощи благоверной княгини Анны, покровительницы Кашина. Сейчас, в связи с реставрацией храма, ее мощи сохраняются в Вознесенском кафедральном соборе, который остался нетронутым с дореволюционных времен.
А во-вторых, “гефестовцам” предложил именно здесь провести выставку давний друг Культурного центра Александр Белов, секретарь группы по связям с Парламентом Финляндии ГосДумы Федерального Собрания РФ. У него налажены связи с этим городом. Он не только договорился о размещении экспозиции картин в одном из лучших выставочных залов, но и пригласил на выставку представителей администрации Кашина, а также руководителей учреждений культуры и образования, представителей общественности и Собрания депутатов Кашинского района.
Выступает А. Белов
Александр Белов открыл выставку, представив гостям всех участвовавших в ней художников. Он подчеркнул, что в работах “гефестовцев” сильно проявляется тема исторического прошлого России и ее культуры, имеющей связь с православными традициями. Очень тепло о представленных на вернисаже картинах говорили глава Кашинского района Герман Баландин и благочинный Кашинского округа Тверской митрополии, настоятель Вознесенского кафедрального собора, протоиерей о. Димитрий (Кунченко). Руководитель КЦ “Гефест” Наталья Софронова вспомнила первые выставки “гефестовцев” и попросила художника Юрия Чернуху зачитать ряд отзывов тех лет. Кстати, название выставки “На ладони Господней” является первым брендом “Гефеста”, появившимся более 20 лет назад благодаря одноименной картине Юрия, где запечатлен ангел, держащий на ладони божью коровку.
Ю. Чернуха. “На ладони Господней”
На вернисаже действительно было что посмотреть: демонстрировались более 30 живописных работ, скульптурные миниатюры отца и сына Айдына и Адиля Алиевых, религиозные плакаты выпускников Павловского политехникума МЦР, а также фотографии В. Скрипова и Я. Пичугина.
Адиль Алиев. “Юный Колчак”
Интересно, что наряду с основной группой художников-“гефестовцев” показали свои работы и мастера, лишь эпизодически участвовавшие в работе КЦ. Это и старейшие художницы Светлана Попова и Эльвира Потетюева – каждая из них представила по две картины, и Игорь Солдатенков из Смоленска с впечатляющим полотном “Война и мир”, где художник изобразил себя за столом, рисующим иллюстрации к одноименному роману Л. Толстого. Интересна большая картина иконописца и мастера живописи Сергея Алипова из Нижнего Новгорода “Тайная вечеря” на известный новозаветный сюжет. Работа точно выверена композиционно, каждый из апостолов, окружающих Христа, имеет свой характер.
С. Алипов. “Тайная вечеря”
С. Попова. “Одиночество”
В экспозиции старые работы художников были дополнены новыми. Специально к этому вернисажу Юрий Чернуха написал две картины “Северный Афон” и “Мираж”, где в символической, характерной для него манере на пограничье исторического прошлого и мифа, показал образ преследуемой в советские годы православной церкви.
Ю. Чернуха. “Северный Афон”
Запоминается и новая работа Андрея Аверьянова “Андрей Рублев”, яркий портрет знаменитого иконописца.
А. Аверьянов. “Андрей Рублев”
Из старых работ хорошо вписались в тематику этой выставки “Ослепление иконописцев” Юрия Чернухи и две картины Михаила Горюнова “Печальники Св. Руси” и “Покаяние”. О последнем масштабном полотне хочется сказать особо. Здесь у гроба, в котором лежит молодая женщина, воплощающая в себе символ дореволюционной России, собрались цари и военачальники, которые как бы приносят покаяние за все, что не свершилось на монархическом пути развития страны. Несмотря на то, что картина не закончена, а Михаил впервые показывал ее еще лет пятнадцать назад, символика и размах этой картины впечатляют. Также специально для этой выставки Горюнов выполнил красивый графический картон, связанный с памятью об Анне Кашинской. Он нарисовал новомученицу, великую княгиню Елизавету Федоровну, перед иконой св. Анны. Именно эту работу художник позже подарил городу. Скорее всего, она положит начало картинной галерее, которую планируется создать в Кашине.
Работы самой молодой участницы вернисажа Екатерины Крицкой хорошо вписались в тематику выставки и были тепло приняты зрителями. Художница владеет уникальной техникой живописного коллажа. Глядя издали на ее картины, можно подумать, что они выполнены маслом, но подойдя поближе, видишь – изображение создано из тоненьких полосок разноцветной бумаги. С картин смотрят лики мадонн – Казанской и Псково-Печерской Богоматери. Но традиционные иконные образы переосмыслены и оживлены ярким современным колоритом. Запоминаются и другие ее работы – картины “Городской философ” и “Всех вырастила”. На последней из них изображена пожилая женщина, оставшаяся в одиночестве после того, как ее дети разлетелись по городам и весям нашей страны.
М. Горюнов. “Елизавета Федоровна перед иконой св. Анны”
Е. Крицкая. “Отец и сын”
Выставка будет работать до конца июня. И художники-“гефестовцы” собираются приехать на ее закрытие, чтобы снова увидеть так полюбившийся им город.
Особую благодарность они просили выразить историку и краеведу Вере Никоновой, бывшему директору кашинского краеведческого музея, проведшей для нас несколько интересных экскурсий и много рассказавшей о прошлом Кашина, и Юлии Малышевой, заместителю председателя Собрания депутатов Кашинского района.
Текст и фотографии: Ярослав Пичугин