Подросток играет на скрипке, а за плечом у него ворона, держащая фонарь и как бы подсвечивающая им музыку. Картина очень живая – видно, что вороне нравится и музыкальный этюд, и сам юный скрипач. Эта работа художницы из Челябинска Юлии Худяковой, которая демонстрировалась на III Всероссийской выставке произведений глухих художников, прошедшей в конце 2014 года в Центре “Преодоление” им. Н. Островского. Картина настолько понравилась организаторам выставки, что они попросили подарить ее музею.
Юлия Худякова. “Скрипач и Ворона”
Мое знакомство с творчеством Юлии Худяковой и с ней самой состоялось на этом вернисаже. Потом довелось встречаться с художницей в прошлом году на пленэре в Павловске и на юбилейной Всероссийской выставке глухих художников, совсем недавно прошедшей в Нижнем. Там удалось поговорить с ней подробнее.
Слух Юлия потеряла в самом раннем детстве, после воспаления легких. Училась в челябинской школе-интернате №12 для слабослышащих. Одновременно посещала изостудию в челябинском Дворце Пионеров. Она и сейчас с большой благодарностью вспоминает педагогов студии Валерию Серегину, Сергея Удалова и Ивана Архипцева, которые первыми оценили ее способности как художника. Потом она успешно окончила художественно-оформительское отделение павловского МЦР. Кстати, первая ее персональная выставка прошла именно там, с подачи ведущего педагога Политехникума Павла Алексеева. Юлия рассказала, что около 15 лет проработала дизайнером в двух ведущих арт-фирмах Челябинска. Кстати, это она оформляла афиши и буклеты последних выставок, проведенных АГХР. Кроме того, здорово помогла Анатолию Микляеву и Сергею Алипову в организации выставки в Нижнем.
Устроиться на престижную дизайнерскую работу для Худяковой оказалось непросто. Она долго ходила в поисках вакансии художника-оформителя, но ее нигде не брали. От безнадеги решила пойти в дворники. И в первый же рабочий день в перерыве присела на лавочку и задумалась – неужели придется и дальше заниматься уборкой мусора, она же способный художник! Задумалась, почему не берут – вспомнила, что при собеседовании интересовались: знает ли она компьютерные программы. А она в то время была с ними не в ладах. И Юлия решила заняться ликбезом. Накупила компьютерных книжек и стала изучать дизайнерские программы самостоятельно. Но скоро поняла, что без практики – никак! И, подумав, сделала верный ход… Она снова “постучалась” в типографию “Медиком” и предложила поработать дизайнером бесплатно. Руководство согласилось, и Юлия за два месяца закрепилась в фирме. Дело у нее пошло – она не отказывалась ни от какой работы. Оформляла различные буклеты, разрабатывала фирменные знаки, логотипы, рекламные тексты и многое другое. Через некоторое время доросла до главного дизайнера.
Панно “Игра в бильярд”
А как Юлия общалась с клиентами? Она неплохо считывает с губ. Вот где пригодились занятия с отцом в школьные годы, когда он настаивал, чтобы дочь хорошо выучилась понимать артикуляцию других людей. А мама приохотила ее к чтению, дома была приличная библиотека. В жизни ей это очень помогло. В фирме приходилось каждый день работать с несколькими клиентами, а артикуляция у всех разная. Постепенно привыкла, стало легче общаться.
В типографии она проработала больше двенадцати лет, а потом перешла дизайнером в арт-студию LUSI. Я спрашиваю ее, почему же она, в конце концов, ушла и из второй организации, ведь был приличный заработок, уважение коллег. Она ответила: “Понимаешь, я просто немного устала работать по заказам, на “тетю и дядю”, есть свои задумки, которые хочется воплотить в жизнь. Теперь пишу картины, делаю статуэтки и карнавальные костюмы. А поучаствовав в выставках АГХР и пообщавшись с нашими глухими художниками, я снова почувствовала желание создавать живописные картины, а на это надо свободное время…”
Юлия – натура творческая и ей интересно пробовать все новое. Так несколько лет назад она научилась играть на этническом барабане, освоив несколько техник. Для этого ей понадобилось побольше времени, чем хорошо слышащему человеку. Слова преподавателя снова приходилось считывать с губ. Зрительно запоминала частоту и количество ударов. Научилась ощущать звук и чувствовать вибрацию ладонями и кончиками пальцев. Что такое для нее музыка? Это прорыв в новый яркий мир звуков и чарующих ритмов. Интерес к музыкальным образам откликается и в ряде ее живописных работ (“Скрипач и Ворона”, “Пианино”).
Юлия всегда подчеркивает, что на эстраде для нее образец – творчество шотландской неслышащей перкуссионистки и композитора Эвелин Гленн, которая научилась воспринимать музыку телом и всегда выступает босиком, чтобы лучше воспринимать все вибрации, издаваемые инструментами. Сейчас она чаще всего играет дома, разучивает новые ритмы. А когда ее приглашают выступать со слышащими барабанщиками, она отказывается, потому что считает, что еще не достигла профессионализма в своей игре.
Юлия играет на барабане
А по своей специальности дизайнера Худякова востребована, у нее есть ряд частных заказов. Как художник, Юлия недавно выполнила роспись бильярдной в одном из игровых залов в Челябинске. Большие многометровые панно выполнены в ретро-стиле и передают атмосферу в биллиардных начала прошлого столетия. Удачно переданы отдельные жанровые сценки и сама стихия популярной игры.
Юлия Худякова – разносторонний мастер, ведь в каждом из выбранных ею направлений в искусстве она старается достичь совершенства. Поэтому она счастливый человек. А в жизни она всегда открыта к общению, у нее много друзей, как глухих, так и слышащих. Она счастливая мама. Ее сын закончил Челябинский университет, живет и работает в Москве и она часто бывает у него в гостях.
Хочется пожелать успеха всем задумкам и творческим начинаниям Юлии. И чтобы музыка для нее продолжала играть!..
Ярослав Пичугин
(Опубликовано в журнале “ВЕС” №3–2017)