В октябре 2009 г. в отделе современного искусства Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова прошла персональная выставка народного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии художеств, профессора Анатолия Знака (1939-2002), посвященная 70-летию со дня рождения. Несмотря на глухоту, он сумел добиться многого. Было показано более 100 его работ. Экспонировались и графические произведения художника – рисунки, этюды и эскизы. После этой выставки были и другие экспозиции работ А. Знака, но такого масштабного вернисажа больше не случилось. Поэтому хочется вспомнить и поделиться впечатлениями об этом событии и немного рассказать о самом художнике.
* * *
Впервые работы Анатолия Знака я увидел на международной выставке глухих художников в Москве. В то время я ничего не знал о творчестве этого уже тогда знаменитого мастера, но сразу запомнилась его фамилия, как оказалось потом, действительно “знаковая”. А. Знак – из тех, кто “торили путь в искусство” сами, и достигли многого благодаря большому таланту. В этом ряду стоят, например, Ю. Масютин и Ю. Ведерников. Когда познакомился с биографией Анатолия Марковича, понял, что в его случае все обстоит сложнее. В молодые годы он все время находился в среде неслышащих, прекрасно владел жестовой речью. Он учился в Ачинской, а затем Новосибирской школах для глухих детей. Поступил в Ленинградскую студию изобразительного искусства ВОГ (позже преобразованную в ЛВЦ) в начале 60-х гг. А с последнего курса студии сразу перешел в Ленинградский художественный институт им. И. Е. Репина (ЛГХИ) в мастерскую известного художника и педагога Евсея Моисеенко. Причем стал одним из самых любимых учеников мэтра. Питерский художник Геннадий Фадин вспоминает, что у Моисеенко была картина “Красноармейцы на привале”, где в лицах трех спешившихся конников можно угадать портретное сходство с его неслышащими учениками – В. Саенко, Г. Фадиным и А. Знаком.
После окончания института у Анатолия Знака был выбор – остаться в Ленинграде или уехать на родину в Красноярск. Художник выбрал второй вариант и не прогадал. Тогда в городе было немного художников с высшим образованием, и талантливого ученика Е. Моисеенко поддержали. В 1973 г. он становится членом СХ РСФСР, а вскоре получает квартиру в доме художников и мастерскую. В те годы у А. Знака было много творческих командировок – на строительство Саяно-Шушенской ГЭС, в воинские части… Он создавал большие полотна, которые можно рассматривать как своеобразные репортажи или хроники времени больших сибирских строек.
* * *
На юбилейной выставке были представлены и ранние работы художника, такие как “Доярки”, в которых еще чувствуется школа Моисеенко, и большие исторические полотна, выполненные поистине с “суриковским” размахом. Одна из лучших работ мастера “Прощание”, посвященна гражданской войне, где отражается весь драматизм военного времени. Конный боец (мы даже не знаем, да это и неважно – кто он колчаковец или красноармеец), наклонившись с седла, прощается с любимой женщиной. Мы не видим их лиц, но это только подчеркивает неудержимость порыва друг к другу любящих людей. Эта картина и другая – “Братья”, где младший провожает старшего на фронт и трогательно прощается со своей любимицей лошадью, на мой взгляд, гораздо сильнее по своему эмоциональному воздействию, чем яркие, мастерски исполненные, но несколько “плакатные” картины о гражданской войне “Партизаны Щетинкина и Кравченко” и “Конец колчаковщины”. В “Прощании” великолепно выписан фон с зимней сибирской природой: сосновые веточки и пейзаж с домами деревни. Анатолий Знак умел передать не только радостные чувства от соприкосновения с природой, но и какую-то потаенную сумеречную силу енисейских просторов. Таковы его картины “Конец октября”, и “Голубые просторы”, одна из них являет поздний осенний, а другая – летний пейзажи. У известного поэта Давида Самойлова есть стихотворение о живописи, где он говорит:
Рябины легкое вино.
И синий звук. И желтый отзвук.
И все во всем отражено.
И все объединяет воздух.
Вот эта тонкая нюансировка цветов и оттенков, умело воссозданная световоздушная среда, о которой писал поэт, присуща многим работам мастера. Таковы и его натюрморты, из которых особенно хочется отметить “Весенний” и “С мадонной Беллини”, есть натюрморты с живыми цветами – сиренью, пионами и так любимыми самим художником сибирскими жарками.
В портретах современников художник глубоко раскрывает индивидуальность каждой судьбы. Например, в этюде к “Портрету Астафьева”, известный писатель изображен в профиль, что хорошо передает волевой характер много повидавшего в жизни человека. Совсем по-другому решен портрет молодой женщины-искусствоведа “Тоня”, подчеркнута хрупкость и изящество фигуры портретируемой, запечатленной в окружении альбомов и картин… Запоминается “Портрет жены”, где изображена молодая женщина в комнате, задумавшаяся о чем-то своем… Узор обоев гармонирует с вьющимися волосами, подчеркивая атмосферу домашности. Удивительное ощущение гармонии и покоя исходит от этого небольшого полотна.
Хочется рассказать и еще об одной работе художника… Картина “Проводы зимы в старом Красноярске” показывает праздничное гуляние в городе, по нарядам людей видно, что действие происходит в дореволюционное время. Картина заряжена молодым задором и отзвуками карнавала: на переднем плане стоят молодушки, а прямо на них с горки скатываются сани, в которых расселась молодежь. Сразу вспоминается картина В. Сурикова “Взятие снежного городка”, где всадник перескакивает стену снежной крепости. Эти два полотна единит не только стихия зимы, но и какое-то чисто сибирское ощущение праздника… А по колориту, по выписанной с любовью “румяной” атмосфере морозного дня, эта картина напоминает некоторые работы Кустодиева.
После посещения выставки я понял, что А. Знак был универсальным мастером, который умел в живописи абсолютно все – от большой картины, до натюрморта, а главное, тонко чувствовал и любил природу.
* * *
Еще один момент творческой биографии мастера заинтересовал меня. Это преподавательская работа А. Знака в Красноярском художественном институте и руководство творческой мастерской, из которой вышел ряд интересных живописцев. Кстати, ретроспективная выставка художников-“знаковцев”, учеников мастера, прошла в залах музея за месяц до главной и показала красноярцам, что школа А. Знака и сейчас, после смерти самого мастера, продолжает существовать… Как мог глухой педагог преподавать слышащим студентам? Его дочь Ирина Анатольевна рассказывала, что Знак неплохо владел устной речью, хотя при объяснениях бывал лаконичен, умел наглядно показать недостатки и передать ученикам свое видение. По ее воспоминаниям, художнику были присущи большая внутренняя интеллигентность, начитанность… Она говорила, что его любимым писателем был Чехов, читал он и исторические романы, например, Новикова-Прибоя… А вот что говорят его ученики. Александр Волокитин: “Два-три очень лаконичных замечания Анатолия Марковича, несколько линий, штрихов – и мучительный многодневный поиск тут же превращался в простое и точное решение. Он умел вдохнуть в людей искру творчества и постоянно поддерживать в них внутреннее видение, которое так необходимо художнику…” Ему вторит Александр Пономарев: “Его слово, жест и взгляд, направленные на кого-то из нас в отдельности, всегда воспринимались, как обращенные каждому лично. Он отдавал нам свои знания, отдавал умело и щедро. Знал, что кому нужно в данный момент…” А Нина Водина отмечает: “Меня всегда поражала мощная, лучистая, добрая энергия, исходящая от него. Она вдохновляла, будоражила и наполняла, нас, молодых, силами. При одном только присутствии этого человека в мастерской становилось светлее и теплее, все начинало кипеть…”
* * *
После выставки мне довелось побывать в квартире Знаков, поговорить с дочерью художника и его вдовой – Валентиной Семеновной, посмотреть старые фотографии времени учебы в Павловске и Ленинграде. Но больше – поздних, красноярского периода, когда Анатолий Знак часто ездил в творческие командировки в разные города края. Много фотографий и с Международной выставки глухих художников 1992 г. в Москве, где мастера окружали известные неслышащие живописцы, выпускники ЛВЦ А. Аверьянов, А. Микляев, С. Князев… Всегда был рад увидеть новое в творчестве неслышащих мастеров кисти. А по-настоящему крепко дружил со своими сокурсниками по учебе в ЛГХИ питерским художником Геннадием Фадиным, Владимиром Кочергиным (живущим в Нальчике) и харьковчанином Виктором Саенко (ныне покойным). В 70-е гг., когда у А. Знака было много творческих командировок, он помогал с заказами двум глухим красноярским художникам В. Буркасову и Ю. Корнилову.
В архиве немало фотографий Крыма. Анатолий Марковичу нравилось в Гурзуфе, он неоднократно ездил туда на отдых, особенно часто в 80-е гг. Цикл крымских пейзажей, представленных на выставке, передает его восхищение южной природой.
Художник очень любил семью, внука и внучку, на выставке, кроме портрета Валентины Семеновны, была и другая работа, посвященная жене, где она изображена дома с ребенком на коленях. Картина называется “Нежность” и раскрывает доброту и заботу этой очень светлой и доброй женщины к своему внуку Феде.
Во время последней болезни художник продолжал работать, домой к нему приходили ученики. У Анатолия Знака было немало наград, работы его были широко признаны, но, наверное, главное признание – это благодарная память учеников, в чьей памяти личность мастера оставила неизгладимый след.
Ярослав Пичугин, фото картин Анатолия Знака сделаны автором