В Павловске на базе Межрегионального реабилитационного центра (МЦР) в конце сентября – начале октября прошел XIV пленэр глухих художников “R+Я”. Он задумывался как совместное мероприятие молодых художников, обучающихся в павловском МЦР, московской ГСАИ, минской художественной академии и опытных мастеров, неоднократно участвовавших во многих выставках в России и за рубежом. Важно и то, что пленэр проходил в красивейших местах Павловского парка осенью, когда природа особенно живописна. В это время года сюда традиционно приходят на этюды студенты МЦР, а вот подобный пленэр проводился впервые. Он стал своеобразным продолжением летнего пленэра в Беларуси. И не случайно, что на него снова приехали белорусские художники А. Покотило, А. Игнатенко (Гомель), М. Бондарчук (Минск), А. Поркина (Брест), хорошо показавшие себя на летнем пленэре в Великом Селе. (cм. ВЕС №8, 2016)
Кроме них, в Павловск приехали опытные художники А. Башкловкин (Барнаул), В. Гусев (Крым), Ю. Худякова (Челябинск), С. Вишняков, Т. Колпакова и С. Светлова (все – С.-Петербург), а также молодежь: А. Богатырев (Иваново), Е. Чередник (Коммунар) и А. Комиссарова (Магнитогорск). Общее руководство пленэром осуществлял президент АГХР Анатолий Микляев.
Художники хорошо поработали. Творческому настроению сопутствовали хорошая погода и золотая осень, установившаяся в парке. На их пейзажных полотнах и этюдах запечатлены известные уголки Павловского парка – Храм дружбы, долина реки Славянки, мост Кентавров и замок БИП, где, благодаря императрице Марии Федоровне, в 1806 году началось обучение глухих в России.
Пленэр дополнила интересная культурная программа, она началась как раз с посещения замка БИП. Художники выезжали также в парки соседнего Пушкина, в частности Александровский. Была и очень содержательная экскурсия в Эрмитаж, которую организовала преподаватель МЦР Жанна Привалова.
Хорошо, что все мероприятия поддержало руководство Политехникума, преподаватели. Активно участвовал в подготовке пленэра и заведующий художественным отделением Юрий Першин. Именно он отвечал за подготовку и проведение выставки в МЦР. Конечно же, на ее открытии был и патриарх глухих художников, старейший преподаватель МЦР Геннадий Фадин, недавно отметивший свое 75-летие. Фактически 5 октября прошло одновременно три выставки. Первая – это новые работы, выполненные на пленэре. Они разместились на выносных мольбертах в просторном фойе МЦР при входе в актовый зал. Сюда собрались многие преподаватели и студенты Политехникума.
А вот вторая выставка, организованная куратором музея МЦР Жанной Приваловой, была посвящена известному глухому художнику 19-го века Николаю Ивашенцову, а также другим ученикам первого набора Санкт-Петербургского училища глухонемых. Их работы демонстрировались в помещении музея. С интересным рассказом о жизни Ивашенцова выступил главный редактор “ВЕС” Виктор Паленный.
Третью выставку провел Анатолий Микляев, показав свои пейзажи и этюды, выполненные в годы учебы в ЛВЦ. Эти работы демонстрируют хороший уровень мастерства и заметно выигрывают в качестве по сравнению с курсовыми работами современных студентов. А рядом он развернул экспозицию фотографий, своеобразную фотолетопись нескольких последних пленэров “R+Я”.
Безусловно, встреча художников разных поколений, прошедшая в Павловском парке и на выставке, обмен мнениями и опытом обогатили всех художников. Состоявшийся пленэр, посвященный 90-летию ВОГ, хорошо вписался и в серию мероприятий, связанных с 50-летием ЛВЦ-МЦР и начатых в прошлом году. А впереди у наших мастеров изобразительного искусства большая ретроспективная выставка, которая должна пройти в декабре в Нижнем Новгороде.
Ярослав Пичугин, фото автора