Музей современного искусства “Гараж” внес заметный вклад в информационное и событийное поле вокруг глухих не только в этом году в целом, но и на Международной неделе глухих в частности. 20-21 сентября в музее прошел специальный семинар “Музей ощущений: глухие”, посвященный теме обеспечения доступной музейной среды для глухих и слабослышащих посетителей.
Образовательные мероприятия, направленные на разбор теоретической и практической работы в музейном пространстве с конкретными категориями посетителей, “Гараж” организует не впервые. И рассчитывает, конечно, в первую очередь на трансляцию позитивного опыта в этой сфере. Но важны вместе с тем и поиск компромиссов между различными точками зрения, разработка новых решений – поскольку о качественной и полной инклюзивной среде, даже в периметре “Гаража”, говорить еще рано.
Целью семинара был анализ международного и российского опыта работы музеев с глухими и слабослышащими людьми, рассмотрение основных препятствий, стоящих у них на пути при посещении музея, и инструментов, которые призваны помочь в преодолении этих препятствий, в привлечении в музей новой аудитории. Поэтому, помимо российских спикеров, были приглашены кураторы различных музейных программ для глухих из Великобритании, Нидерландов и США.
В расписании значились и доклады, и дискуссии, и одна из наиболее интересных к настоящему моменту новаций “Гаража” за все время существования отдела инклюзивных программ – презентация нового словаря из 36 терминов современного искусства на русском жестовом языке.
Первый доклад сделал Никита Большаков, аспирант и преподаватель Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ), занимающийся социологическими изысканиями по теме глухих. Большаков осветил ключевые социокультурные концепции, взгляды, направления, которые сопровождали и сопровождают глухих людей в контексте их индивидуального и социального бытия.
В русле разговора о своеобразном культурологическом прогрессе глухоты и осознания людьми с нарушениями слуха себя как уникальной общности особенно интересна типология культурных взаимодействий глухих с обществом, степени их интереса к культурному потреблению. При существующих трех моделях культурного потребления – инклюзивной, изолированной и пассивной – к большинству глухих пока еще можно применять только вторую модель. Изолированное культурное потребление означает посещение тех мероприятий, которые организуются самими людьми с нарушениями слуха и предназначены для глухих, подразумевает чаще всего наличие глухой семьи и соответственную высокую установку на культуру глухих.
Затем выступила Анна Комарова, рассказавшая об истории развития жестового языка в России. Большой интерес представляет существование в XVIII веке в московском Воспитательном доме групп глухих и их обучение, разрешение на использование жестового языка.
Тему продолжила экскурсом в современные аспекты исследования русского жестового языка Анна Сысоева (Бабушкина), аспирантка МГУ, работающая над диссертацией о различиях РЖЯ и КЖР, а также особенностях билингвизма.
Далее состоялись презентации гостей из-за рубежа. Джон Уилсон, куратор программ для глухих, работавший во многих музеях Великобритании, поделился опытом не только подготовки музейного пространства к правильному восприятию глухими посетителями, но и мерами по повышению интереса у самих глухих, вовлечению их в процесс культурного самообразования.
Рос и Мартине Ваттел из Нидерландов, консультанты по развитию доступной среды в области культуры и искусства, рассказали о запущенной ими программе по обучению глухих экскурсоводов. Сегодня в девяти музеях Амстердама 13 молодых людей ведут экскурсии на нидерландском ЖЯ, и это должно быть только начало.
Слышащая Ренате Мейер, куратор образовательных программ в амстердамском Рейксмузеуме, поделилась опытом работы над словарем нидерландского ЖЯ, в ходе которой требовалась и оценка необходимости тех или иных жестов, и дополнение музейным глоссарием. Рассказ Мейер стал своего рода тематическим вступлением к кульминации первого дня – презентации музеем “Гараж” первого в России словаря терминов современного искусства на жестовом языке. В разработке и съемках словаря, который получил оформление в виде комплекта видеороликов к 36 отобранным терминам, принимали участие лектор Аркадий Белозовский, актер и ведущий Александр Сидельников, ведущая Татьяна Бирс и другие известные носители РЖЯ. Словарь был опубликован в открытом доступе на сайте музея на следующий день.
Второй день семинара принял более практическую форму. Обсуждались существующие форматы работы с глухой аудиторией всех возрастов в российских музеях с участием и музейных сотрудников, и представителей сообщества глухих, в том числе первого в Москве глухого гида, Виктора Паленного. Его пригласил вести экскурсии на жестовом языке новый Музей русского импрессионизма, в котором сейчас также развивают современные программы доступной музейной среды.
Также состоялись круглый стол на тему создания комфортной и интересной обстановки в музее для глухих детей и мастер-классы. И, наконец, сотрудники музея рассказали о своем опыте организации экскурсий для глухих, наглядно передав знания коллегам из других музеев, которые должны были разработать свои мини-экскурсии, применяя полученную информацию.
Увлекательное и по-своему феноменальное сопровождение всего семинара представлял собой многоуровневый перевод: чтобы донести все, о чем говорилось, до всех без исключения присутствующих – неслышащих жестовиков, слышащих слушателей, до всех как русскоязычных, так и иностранцев, – требовался постоянный синхронный перевод с РЖЯ на ASL, BSL, международные жесты, с русского устного языка на устный английский. И обратно.
В продолжение Международной недели глухих “Гараж” принял участие в праздновании 24 сентября Дня русского жестового языка в парке Кузьминки, который уже который год проводит Московская городская организация ВОГ. Добавлением в программу стали два мастер-класса от музея для глухих, слабослышащих и слышащих детей.
В рамках этого же мероприятия состоялось объявление “Человека года-2016” по версии МГО ВОГ. Выбор этого года стал сюрпризом для многих – награду получил Антон Белов, директор музея современного искусства “Гараж”. Таким образом, экспертная комиссия отметила вклад музея в развитие инклюзивной среды для глухих. Комиссия исходила из понимания, что это развитие было бы маловероятно без личной поддержки директором такого направления в работе возглавляемой им культурной институции.
Сам Антон Белов с воодушевлением поделился событием в “Фейсбуке”: “Друзья, это самый почетный и приятный приз, который я когда-либо получал. Меня признали “Человеком Года” по версии Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Это круче любого гламурного стеклянного приза и фотосессий для журналов! Еще большая ответственность ложится на плечи “Гаража””.
Как видно, в этом году Международная неделя глухих оказалась весьма насыщенной и знаковой для музея.
Текст: Тамара Шатула
Фото: Егор Слизяк
Видео: Роман Парфёнов