Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

На пути к единомыслию с Полиной Синевой

Этим летом самым интересным открытием в Музее современного искусства “Гараж ” стала выставка “Единомышленники” (Co-Thinkers). Её уникальность в том, что в кураторскую работу включились люди с различными формами инвалидности. Таким образом, в этом выставочном проекте впервые в России инклюзия входит и в сферу кураторства и развивает новую форму социального взаимодействия. Это соответствует задаче, которую ставит Музей “Гараж ” при реализации своих программ для особых посетителей: расширить инклюзивность до категории взаимопонимания, до того уровня, на котором особый взгляд и способности человека с инвалидностью воспринимаются такими же ценными, как и человека без инвалидности.

Основными кураторами выставки выступили координатор инклюзивных проектов Мария Сарычева и куратор публичной программы Музея Анастасия Митюшина. В качестве сокураторов, или единомышленников, были приглашены четыре человека: незрячая журналистка Елена Федосеева, артист и танцор-колясочник Евгений Ляпин, общественная деятельница с синдромом Аспергера Елизавета Морозова и глухая сценаристка Полина Синева.

Полина СиневаПолина Синева

Главным ориентиром в подготовке выставочного проекта стал новый взгляд на открытость музея для посетителей и соответствующее обеспечение физического доступа к искусству людям с инвалидностью, обычно не числящимся среди стандартной музейной аудитории. Поэтому группа сокураторов-единомышленников приняла участие в отборе арт-работ – в экспозицию, составленную благодаря частным собраниям российских коллекционеров, вошли картины, фотографии, скульптуры и инсталляции таких художников, как Эд Рушей, Маурицио Каттелан, Энтони Гормли, Мелвин Моти и другие.
Также сокураторы помогали в создании архитектурной среды выставки и формировании инструментов, которые дополняли зрительский опыт, выводя его за привычные наблюдательские рамки. Как следствие, выставка была снабжена интерактивными модулями, включающими тифлокомментарии, тактильные модели, видео на русском жестовом языке, комментарий единомышленника и куратора.

Интерактивный модуль с тактильной модельюИнтерактивный модуль с тактильной моделью

Сейчас, в процессе экспонирования выставки, каждый из сокураторов время от времени проводит по ней экскурсии, рассказывая о тех работах, отбор которых он совершил. Мы проходим выставку, конечно же, с Полиной Синевой, и она комментирует “свои ” работы. Рядом с каждой размещены пояснения Полины, но с позиции гида она даёт нам живое информационное сопровождение – на жестовом языке, с сопутствующей озвучкой переводчиком, – и по ситуации добавляет ещё какие-то детали, в том числе в контексте ответов на вопросы посетителей.

– Искусство должно цеплять, – говорит Полина. – Этот критерий я считаю основным при своём взаимодействии с искусством, он же был важнее всего и в процессе выбора работ. Иначе как я смогла бы дать обратную связь, обосновать свою сокураторскую роль?

Таким образом, единомышленник представляет арт-работы не только как художественные истории – но и социальные: он передаёт посетителям что-то от своего взгляда, обусловленного особым восприятием. И через это приобщает их к единомыслию – в рамках выставки и затем вне их, в более широком плане. Из всего этого рождается особое синергетическое пространство как взаимосвязь между работами, окружающей средой, методами подачи информации об экспонатах – и восприятием самого зрителя.
Полина указывает на возможность рассмотрения выставки “Единомышленники ” как текста в прямом и более широком, интерпретационном, смысле. Это не только встречающиеся повсюду слова, это и пересечение с мировосприятием глухого человека, который в своём визуальном изучении окружающего мира обращается к знакам, к тексту, к письменным пояснениям.

Фото 4Посетители на экскурсии

Работа Барбары Крюгер, к примеру, на первый взгляд покажется кому-то просто фотографией с не слишком понятной фразой. Наша экскурсовод- “единомышленник” разворачивает текст с неясной художественной историей в историю социальную и часть мира.

– “Я принял вас за другого человека” – весьма философское произведение, – считает Полина. – Другим человеком вы сами можете оказаться в любой момент. Допустим, когда вас, глухого, на улице спрашивают, как пройти куда-то. Как у меня сегодня спросили. Вы глухой, и по идее к вам не должны обращаться. Но у вас на лбу не написано же это. Таким образом, вас приняли за другого человека. Очень занятно думать о таких перестановках, они акцентируют внимание на наших социальных и действительных ролях.

Слушаешь Полину и начинаешь думать о том, что значат для меня и для любого глухого человека, которому информационные течения мира интересны визуально и текстово, который любит выставки, эти экскурсии на жестовом языке. Когда ты ходишь в музеи сам по себе, ты привычно обходишься своими силами: рассматриваешь, читаешь сопроводительные тексты (и благо, если они подробные), добираешь затем при дополнительных изысканиях в интернете. И сейчас эти микроскопически, но входящие в музейную практику жестовые экскурсии становятся тоже своего рода сломом стереотипа, устойчивой связки “экскурсовод = бесполезно “, которая раньше действовала в отношении обычных гидов. Мы могли что-то читать и смотреть, но теперь убеждаемся всё-таки: когда экскурсовод подаёт информацию предметнее и глубже, чем вы можете найти сами, – это действительно многое прибавляет, это оказывается необходимым и качественно расширяет ваше знание. И, таким образом, экскурсии на жестовом языке становятся по-настоящему важны.

Фото 5

У самой Полины тоже интересные ощущения в роли того самого экскурсовода, способного дать другим глухим информацию, которой они были бы лишены в обычных условиях отсутствия экскурсий на ЖЯ, предоставить им возможность узнавать и понимать искусство лучше и глубже, научаться мыслить абстрактными категориями. После выставки я беседую с Полиной, расспрашиваю о подробностях участия в выставке и полученном новом опыте.

Полина Синева

Предыстория
Кино – это моё основное увлечение и работа, но и искусство из сферы моих интересов изъять невозможно. Для меня значимо и классическое, и современное. Я обожаю ходить по музеям, для меня постоянное посещение выставок – привычка. Как я уже говорила, мне интересно всё, что меня цепляет, и поэтому чётких разграничений по направлениям и склонностям я не провожу. Дать впечатления и заставить подумать по-новому может любая выставка.
И, конечно, я посещала экскурсии на жестовом языке в “Гараже ” с самого начала. Восприятие современного искусства в полном формате означает для меня ещё больше удовольствия, ещё больше смысла: в современном искусстве мне вообще нравится возможность трактовать его по-разному, каждый человек откликается по-своему, – а благодаря рассказам экскурсовода трактовки могут становиться разнообразнее, богаче.
Поэтому, когда меня пригласили войти в число сокураторов, неизведанной территорией Музей “Гараж ” не был. Я сразу согласилась: поняла, что эта затея обещает быть очень интересной.

Название
На момент моего прихода оно уже было придумано, задавая вектор, формируя основной смысл существования всего проекта. Я поставила вопрос, насколько мы, такие разные, реально способны быть единомышленниками. Происходила очень интересная переписка с рассуждениями, обменом мнениями… Некоторые цитаты из неё вошли в экспозицию выставки в качестве дополнительных комментариев и поводов для размышлений.

Фото 6Цитата из переписки

Кстати, в тему рекомендую мультфильм “Зверополис “. Как ни странно, он является прекрасной иллюстрацией к проблеме толерантности, различий, стереотипов.

Концепция
Название определило концепцию выставки – открытость. Мы же мыслим едино, мы ничего не утаиваем – значит, всё открыто, всё просторно. Этому тезису было подчинено и архитектурное оформление выставки – одна площадка перетекает в другую, все объекты можно рассмотреть, обходя кругом, нет препятствий ни для физического движения, ни для взгляда.
А в конечном счёте – и для мысли. Потому что, в сущности, название выставки не даёт ответ, а обозначает вопрос. В “Гараже ” вообще есть забавная тенденция с вопрошающими названиями – “След улитки “, “Маленький топор “, но здесь кроется именно крючок, чтобы подумать. В каком канале коммуникации мы все можем пересекаться? Универсального нет. Но как-то максимально приблизиться к этому – пытаться можно.

Отбор работ и экскурсии
Нам присылали фотографии экспонатов и просили не читать о художниках, чтобы выбор совершался спонтанно, по движению души, а ассоциации и, соответственно, желание высказаться по работам были искренними.
Скульптура Каттелана, изображающая страуса, – одна из самых интересных для меня работ на выставке. Я увидела в ней историю с большим смыслом – это про побег из реальной жизни. Интересно, когда соприкасаются иллюзии и реальность. Кстати, в действительности страусы голову в песок не прячут, вы знаете? Это преувеличение.

Фото 7Полина Синева рассказывает о работе Маурицио Каттелана

Понимание и вовлечение в процесс подготовки к новой выставке изнутри стало в целом самым интересным опытом. Не представляла, что в этом задействовано столько людей!
И не думала ещё, что выставка потребует от меня публичности. Я к этому вообще не привыкла и не люблю, что называется, светиться. Однако вот попросили экскурсии вести. Для меня это немного некомфортно, но тоже опыт. Если дозреваешь до такого уровня, где есть чем делиться с людьми, чем-то, что они приветствуют и интересуются, – есть смысл это делать, появляется даже определённая ответственность, возможно.
Экскурсии у каждого куратора проходят по своему маршруту, по работам, которые мы для себя выделили. Не могу сказать, что при этом часто общаемся с другими кураторами-инвалидами. Все взаимодействия чисто в рамках организации выставочного проекта.

Планы
Завершается работа над новым фильмом по моему сценарию. Монтируют пока. Я сама не жду выхода фильма, нет такого состояния. Просто работаю: я всегда что-то пишу.

Между тем “Гараж ” продолжает реализацию своих инклюзивных программ: следующим этапом станет “Прогулка с медиатором. Второй сезон “, которая будет ориентирована на посетителей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Медиаторы – это зрители-энтузиасты, которые захотели стать посредниками между произведениями искусства и любознательными особыми посетителями и прошли для этого трёхмесячную подготовку. Впервые они работали в Музее “Гараж ” год назад, во время открытия нового здания, и полюбились аудитории. Людям с расстройствами аутистического спектра, ввиду специфики коммуникации и восприятия информации, непросто порой выстраивать диалог с другими людьми, особенно в публичном пространстве. Поэтому подготовленный медиатор сможет стать интересным собеседником и помочь человеку почувствовать себя комфортно в пространстве Музея, одновременно расширив свои коммуникативные навыки и получив “другой ” опыт медиаторства.
Кроме того, происходит и выход музея на уровень международного обмена опытом в этой сфере. На днях менеджеры инклюзивных программ Музея “Гараж ” вернулись из американского Питтсбурга, где принимали участие в международной конференции, которая была посвящена музейным программам и практикам, связанным с расширением доступной среды. Я попросила их немного рассказать об этом. Учитывая передовой российский опыт “Гаража “, тем любопытнее было узнать, что нового и важного дала Владу и Марии эта конференция, чем поможет в дальнейшей работе?

Мария Сарычева, Влад Колесников: “Ежегодная конференция LEAD (Leadership Exchange in Arts and Disability) – это крупнейшая мировая конференция, где встречаются специалисты для обмена опытом в сфере доступности учреждений культуры для людей с разными формами инвалидности. Музей “Гараж ” стал первой российской институцией, представившей свои инклюзивные программы и рассказавшей о правовом и социальном статусе людей с инвалидностью, о доступности культурных учреждений в России. Как вы знаете, наш музей – первый музей в России, в котором появился специальный отдел, занимающийся инклюзивными программами. На такой большой конференции, куда съехалось более ста специалистов из музеев всего мира, которые занимаются только вопросами инклюзии и доступной среды, мы оказались впервые. И были потрясены количественным и качественным составом. Остается только мечтать, что однажды диалог об инклюзии случится в России на подобном уровне. Ну и, конечно, мы поняли, что наши программы не уступают опыту зарубежных коллег, и это добавляет уверенности в дальнейшем “.

Радует, что современный российский музей по степени реализации своих инклюзивных программ находится в одном ряду с зарубежными культурными институциями. Значит, нам предстоят новые необычные открытия и возможности. А пока обратите внимание: следующая экскурсия с Полиной Синевой по выставке “Единомышленники ” состоится 21 августа в 16 часов.

Тамара Шатула
Фотографии: пресс-служба Музея “Гараж “, журнал L!FE, Тамара Шатула

Добавить комментарий