Подробности о пластических постановках, на которые стоит обратить внимание глухим зрителям.
Мы начали рассказывать о том, что к проекту #УСЛЫШЬМЕНЯ присоединяются театры, которые заинтересованы во взаимодействии со зрителями с нарушениями слуха и готовы сотрудничать для того, чтобы создавать для них максимально возможные условия доступной среды на своих площадках. И на днях наша съемочная группа приехала в Московский драматический театр имени Пушкина, чтобы посмотреть один из пластических спектаклей в репертуаре – “Жанну д’Арк” по мотивам пьесы Бернарда Шоу – и поговорить с его создателями.
В этом спектакле, который все зрители – слышащие ли, глухие ли – смотрят без слов, на равных, не найдется исторического антуража, костюмов, предметов или декораций, с помощью которых обычно воссоздают картины и сцены ушедших эпох. Здесь доминируют пластика и естественная пантомима, драматическая игра на импульсах и эмоциях – в них прочитываются все главные мотивы, которые двигают человеком и формируют поворотные моменты истории: вера, любовь, бесстрашие, одержимость идеей, неуверенность, предательство… Все это передается языком тела, экспрессивным, выразительным, подчеркивающим характер и функцию каждого персонажа на сцене. Визуальное оформление спектакля затягивает очарованного зрителя: помимо прекрасного актерского исполнения, картину образует безупречная игра со светом и фактурой стены-задника и размещенных по всей сцене подвижных металлических лестниц. В этом прочтении истории Жанны сходятся хореография тела, света и аскетичных, но сюрреалистически меняющихся декораций.
Идея “молчаливых” постановок, конечно, не нова в театральной сфере – тем более для того ее пласта, который связан с творчеством самих же глухих, к примеру. Но любопытно, что такой подход не нов и для режиссера театра Сергея Землянского, у которого за плечами серьезное хореографическое образование и опыт. И поэтому для него ключевыми и органичными в его спектаклях без слов становятся пластическая подача действия и универсальный визуальный смысл.
Важная составляющая успеха заключается и в исполнителях, проводниках идей. И Анастасия Панина в роли Жанны д’Арк поражает. С Землянским Анастасия работает не первый раз, поэтому понимание общих творческих целей, необходимое для максимального раскрытия задумки спектакля, очевидно, сложилось. В интервью ВОГинфо актриса признается, что наиболее сложным в спектакле было – не издавать звуков во время выступлений. Для задействованных в спектакле актеров это оказался очевидный профессиональный вызов.
В сюжете – не только фрагменты спектакля и подробности о работе режиссера и актрисы над ним, но и небольшой сюрприз от Игоря Стрелкина, небезызвестного актера Театра Мимики и Жеста. Смотрим!
Театр им. Пушкина является партнером проекта в поддержку неслышащих людей #УСЛЫШЬМЕНЯ, который ВОГ реализует совместно с Лабораторией социального кино “Третий сектор”, которую возглавляет продюсер и режиссер социального документального кино Никита Тихонов-Рау. Театр стремится расширить спектр культурных возможностей города для неслышащих зрителей и приглашает их на спектакли, которые они могут посещать без специальной подготовки. Следующий показ “Жанны д’Арк” состоится 10 мая. В репертуаре стоит также обратить внимание на “Даму с камелиями” по роману Александра Дюма-сына и “Материнское поле” по повести Чингиза Айтматова.