Это доказали артисты Театра мимики и жеста на вечере, посвященном Международному дню театра.
26 марта вся Москва готовилась отметить Международный день театра, который вообще-то приходился на следующий день. В Центральном выставочном зале – Манеже, где проводился Культурный форум, львиную долю пространства заняли столичные театры, и вечером ко входу змеилась очередь – москвичи хотели попасть на Ночь театров.
Жаль, что наш Театр мимики и жеста в Манеже не был представлен. Однако День театра он, как каждый год, достойно отметил на своей домашней сцене новой постановкой. Это оказался вечер монологов “О разном… Поговорим”. И пришли на него пусть и немногочисленные, но истинные ценители своего родного ТМЖ.
“С чего начинается театр?” – с места в карьер начала раскручиваться театральная тема. Герой первого монолога “Театрал” задал сам себе этот сакраментальный вопрос. С вешалки, по версии Станиславского? Нет, с туалета, по мнению любителя пива в исполнении Сергея Родина. И с буфета, где можно этим пивом и закуской затовариться. Легкий, шуточный номер, который благодаря мастерству Сергея смотрится с удовольствием.
А монолог Алены Бирюковой, напротив, пронизан драматизмом и грустью о несостоявшейся судьбе бывшей актрисы, которую обстоятельства забросили в Германию. Да, она устроилась там в театр, но… уборщицей. И в условно пустом зале она, отвлекаясь от уборки, успевает за полчаса и рассказать нам о своей жизни, и блеснуть разными гранями таланта, исполнив песню и стихи. А под конец всплакнула и заставила прослезиться моих соседок преклонного возраста.
Шесть монологов в исполнении пяти артистов (Сергей Родин выходил дважды) на протяжении двух часов доказали – театр начинается с монолога! Потому что это самое трудное на сцене – и для актера, и для зрителя (некоторые не слишком стойкие театралы ушли раньше, но их было немного).
Помню, читал в интервью режиссера Веры Глаголевой, что когда она снимала фильм с английской звездой Рэйфом Файнсом, то он не хотел играть один в сцене, где у него должна быть партнерша, он так привык. А актриса не смогла приехать, и Файнс был очень недоволен. Еще бы, вместо диалога играть монолог. Не каждый сможет…
А артисты ТМЖ смогли! Сергей Семененко в “Исповеди Дон Жуана” честно рассказал миру о своих любимых женщинах, которых поседевший ловелас вспоминает на пенсии. Светлана Вакуленко в сценке “Женщина, которая хочет”, поведала о своей одинокой жизни – даже не зрителям, а безответному плюшевому мишке, который добродушно выслушал все ее откровения. Максим Тиунов, сыгравший лектора с нервным тиком, читающего нам “Лекцию о вреде табака”, тоже перешел на исповедь о своей несчастной и беспросветной судьбе. В общем, сплошная трагикомедия…
Хорошо дополнял спектакль большой экран над сценой, куда выводились названия сценок и фамилии актеров, а также слайды в тему (подготовила Алина Лупоокова). Удачно задействована и вращающаяся сцена, привозившая к зрителям героев монологов и их нехитрый реквизит. Озвучивали роли дикторы-переводчики Людмила Левина и Алексей Ляшев.
После окончания вечера я спрашивал некоторых зрителей о впечатлениях. Почти всем, за редким исключением, спектакль понравился. Так, Виктория Лашкул и Мария Сургутанова отметили, что привлекла именно необычная форма постановки, и им было хорошо понятны жесты.
А режиссер-постановщик спектакля Роберт ФОМИН, хоть и был с загипсованной правой рукой, но согласился ответить на мои вопросы:
– Роберт, сломанная рука не мешала вам “дирижировать” актерами на репетициях?
– Про гипс я забывал, столько эмоций ушло на подготовку. Но, если бы не рука, я сам играл бы сегодня, а так пришлось просить Сергея Семененко стать вместо меня Дон Жуаном. Он не хотел, но я уговорил…
– Почему выбрали такую непростую для постановки форму – монологи?
– Давно хотел поставить такой спектакль-монолог, но в исполнении одного актера. Примеривал на эту роль Сергея Родина. Но пока этот замысел отложили. Вообще-то на День театра мы готовили совсем другую постановку, но две недели назад по разным причинам передумали, решили ставить эту. Времени едва хватило, репетировали чуть не до утра. Директор ТМЖ Николай Чаушьян поддержал идею этой постановки и, несмотря на сложность подготовки, дал добро на показ.
– Монолог, как говорят актеры, – самое трудное на сцене, так?
– Да, нашим артистам действительно было очень трудно, ведь тут не спрячешься за другого исполнителя, ты весь на виду, стоишь перед зрителем “голый”. К тому же здесь надо забыть приемы эстрадного шоу, которые у нас в ТМЖ нередки. Мне кажется, что ребята справились, хотя и по-разному.
– А почему не привлекли к монологам молодое поколение актеров?
– Им пока рановато, мастерства не хватает. Пробовали одного из них, но у него не получилось…
– Спасибо за необычный вечер! И с Днем Театра всех артистов и сотрудников ТМЖ!
Василий Скрипов
Фото: Валентин Прикащиков