В конце февраля в офисе УСПиР ВОГ рядом с метро “Красносельская” открылась выставка живописных и графических работ Эльвиры Потетюевой, приуроченная к юбилею художницы. На ней представлено 60 картин и графических листов. Ее талант и мастерство давно признаны. Она окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Уже много лет является членом Союза художников. Участвовала в ряде выставок в России и за рубежом.
На вернисаж пришли ее друзья московские неслышащие художники, а также коллеги-педагоги по работе в 65-й школе, где Эльвира Лусегеновна 40 лет преподавала изобразительное искусство. Главный редактор журнала “ВЕС” Виктор Паленный подчеркнул, что такой масштабной художественной выставки в этих стенах еще не было. Вице-президент ВОГ Николай Чаушьян снова вспомнил о многолетней работе Э.Потетюевой в школе и высоко оценил мастерство представленных работ. О юбилярше тепло говорили начальник отдела социальных программ и проектов УСПиР ВОГ Максим Ларионов и гл. специалист отдела культуры ОООИ ВОГ Тамара Федорова, которая дружит с художницей почти полвека. Вице-президент КЦ “Гефест” Наталья Софронова и ювелир Николай Суслов вспомнили о годах учебы в Строгановке, путь в которую вслед за Александром Назаровым проложила для них Эльвира Потетюева. Было много цветов и поздравлений.
* * *
С творчеством Э. Потетюевой я познакомился на ее первой персональной выставке в 1997 году, прошедшей в стенах МГО ВОГ. Помнится, что не так много было картин на том вернисаже, но почти все они были яркие, запоминающиеся. Чувствовалось, что это – работы мастера со своей индивидуальностью, узнаваемым почерком. И потом на выставках глухих художников я сразу и безошибочно узнавал ее картины. Эльвира Потетюева по натуре – лирик. Для ее пейзажей и натюрмортов характерно праздничное настроение, в них много света и солнца. Она тонко понимает природу, любит рисовать животных, кажется, что мир “братьев наших меньших” для нее свой, столько доброты и нежности сквозит в ее анималистических картинах. Интересно, что ряд работ художницы очень сценичен, она создает своеобразный театр природы. Причем в пространство полотна органично входят и люди, преимущественно женщины, их образы часто символичны. Эльвира Потетюева говорит: “Меня всегда привлекало символическое и образное начало. У меня мало чисто портретных работ, я больше пишу по воображению…” Она подчеркивает: “Люблю своих героев – мужчин и женщин перенести в прошлое, подобрать соответствующие времени костюмы. Что касается техники, то она у меня своя. Пишу в основном темперой, причем пользуюсь не кисточкой, а мастихином. Он позволяет нанести тонкий ровный слой. А потом местами тонирую…”
Вернисаж открывается циклом графических листов, носящих карнавально-ностальгический характер: на них художница передает образы “уходящей России”, как они рисуются в ее воображении. Можно представить старинную ярмарку. И здесь ее герои развернулись во-всю: музыканты играют на народных инструментах, торговцы продают напитки (“Продавцы пива”) или предметы домашнего обихода (“Продавцы сит”). А вот две молодые женщины, одна из них держит в руках певчую птицу – то ли любуется ею, то ли покупает… (“Любовь”). Интересно, что на противоположной стене от этого центрального цикла висят несколько городских пейзажей, в их числе “Большая Садовая улица”, на который изображен старый дом с круглой башней. Именно в этой башне расположена мастерская Э. Потетюевой, где создано большинство ее работ. Благодаря удобному расположению в центре Москвы и гостеприимству хозяйки, мастерская стала своеобразным центром встреч для многих неслышащих москвичей, не только художников, но и артистов, журналистов. Именно здесь родилось больше десяти лет назад творческое объединение “Круг”, в которое, кроме Э. Потетюевой входили: С. Князев, Н. Базылева, И. Солдатенков и В. Резцов. “Круговцы” провели несколько выставок в Москве и других городах, например, в Смоленске. В 2006 и 2009 гг. они успешно участвовали в Международных выставках глухих художников – соответственно в итальянском городе Трани и в хорватском Загребе. Сейчас, по ряду причин, активность объединения почти сошла на “нет”.
На выставке много других запоминающихся работ: ряд пейзажей, работы из серии “Итальянские зарисовки”. Но мне бы еще хотелось отметить цикл женских портретов, выполненых с особой теплотой и проникновением в настроение своих моделей: “Грезы”, “Сумерки”, “Шляпница-модистка”, “Женщина с яблоком”…
***
А начиналась любовь к рисованию у Эльвиры Потетюевой (тогда Катарьян) с детства.
Художница вспоминает, что ее отношение к искусству сформировалось под влиянием старшего брата Вадима, который отлично рисовал, и профессиональной художницы Нины Русановой, рекомендовавшей поступить в художественно-промышленное училище им. Калинина вместе с группой глухих. В годы учебы она общалась и со слышащими студентами, в этом помогали переводчицы. Здесь она на всю жизнь сдружилась с глухой Натальей Базылевой, которую знала еще с детских лет. Дипломной работой в училище у Эльвиры Потетюевой стали ювелирные украшения – кулон и ожерелье.
А скоро она поступила и в Московское высшее художественно-промышленное училище, знаменитую Строгановку, это было не просто из-за большого конкурса. Студенческая жизнь у нее сложилась интересно. Увлеклась живописью, выезжала с подругами на летние пленэры в Карпаты, на Кавказ. А вот диплом у нее был по мебельному дизайну – разработка новой модели летних шезлонгов. Он настолько понравился экзаменационной комиссии, что потом попал на страницы Большой Советской энциклопедии. После окончания учебы Э. Потетюева участвовала в профессиональных выставках, и в 1978 году ее приняли в Союз художников СССР, как графика. Ежегодные вернисажи московских живописцев и графиков на Кузнецком мосту и выставки художников-анималистов были хорошей школой общения и профессионального роста. Вместе со своими подругами Н. Базылевой и С. Поповой участвовала и в Первой Международной выставке произведений глухих художников на Крымской набережной в 1992 году.
Особая веха в судьбе Эльвиры Потетюевой – педагогическая работа в 65-й школе для глухих детей, об этом уже говорилось в начале материала. Художница вспоминает: “Я не планировала быть педагогом, но так получилось, что меня заочно записали преподавателем ИЗО, и я решила попробовать, а потом втянулась. Я поняла, что все дети имеют способности к рисованию, а глухие – особенно. Важно вовремя поддержать и направить ребенка, не дать погаснуть в нем “божьей искорке”. Начала пробовать делать что-то по-своему, не по программе…” Особенно успешными стали для ее воспитанников 90-е годы, они участвовали в фестивале культуры глухих (Нью-Йорк, 1994), выставлялись на международном конгрессе глухих (Вена, 1995), на международном конкурсе работ глухих детей (Гомель, 1996). На международной детской выставке-конкурсе среди слышащих в Токио в 1995 году ее ученицы получили серебряную и бронзовую медали. Позже несколько раз участвовала со своими подопечными в выставках, организованных фондом “Взгляд ребенка”. В 2007 году в помещении этого фонда Э. Потетюева вместе со своими друзьями-художниками провели мастер-класс для детей и выставку художественного объединения “Круг”. Лучшие ее ученики поступали в специализированные колледжи и в ГСИИ (ныне РГСАИ), работают профессиональными художниками.
***
Совсем недавно, осенью прошлого года, я встретил Эльвиру Потетюеву в группе глухих художников, выехавших на ежегодный пленэр, который на этот раз проходил в Смоленской области. Надо было видеть, как увлеченно, наравне с молодыми живописцами, она работала над пейзажами и этюдами, запечатлевшими окрестности Талашкино и Смоленскую крепостную стену. И снова ее работы были яркими и запоминающимися. Кстати, несколько “пленэрных” этюдов представлено и на открывшемся вернисаже.
Ярослав Пичугин, фото автора
P. S. Редакция журнала и сайт ВОГ поздравляют Эльвиру Лусегеновну с 75-летним юбилеем и желают крепкого здоровья и новых творческих работ!
Выставка проработает до конца марта 2016 года. Приглашаем!