Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

В вихре кадрили

24 октября в Театре мимики и жеста был показан спектакль “Деревенская кадриль” по пьесе В. Гуркина.

Было ли это премьерой – неясно, так как не было предварительной мощной рекламы этого события. Или это был своего рода генеральный прогон, проведенный с тем, чтобы собрать мнения и замечания зрителей и отшлифовать затем спектакль? Или в театре считают это восстановлением старого спектакля, который показан лет девять назад, и поэтому не считают нужным говорить о премьере?
Так или иначе, народу пришло довольно много – и глухих, и слышащих. И встретила публика работу режиссера Роберта Фомина и актеров тепло, что засвидетельствовал лес “танцующих” рук.
Но тут не избежать сравнения “старой” и новой постановок.

Первую осуществила Альбина Ярковская, тогдашняя студентка Московского университета культуры и искусства (и актриса того же ТМЖ). Спектакль вышел яркий, озорной. Ветераны театра Геннадий Митрофанов, Виктор Чебышев, Ольга Гарфельд, Татьяна Петухова и Татьяна Ковальская буквально купались в своих ролях, феерили вовсю. Но при этом вполне жестко выдерживали заданные драматургом характеры. Задира в тельняшке – Г. Митрофанов, меланхоличный деревенский философ – В. Чебышев, вредная “пила” – Т. Петухова, “собака, которая лает, но не кусает” – Т. Ковальская. И колоритная бабушка, ворующая кирпичи, – О. Гарфельд.

И было много живого жестового языка – на этом тогда настоял Роберт Фомин, убедивший Ярковскую не придерживаться исключительно калькирующей речи.
Теперь о новом спектакле…

Декорации похожи, во всяком случае “половинки избы те же самые – в оформлении художницы Светланы Корсун.
Вместо Митрофанова – Сергей Семененко. Тоже в тельняшке. Меланхоличного философа на этот раз сыграл Сергей Родин. В роли “пилы” выступила Светлана Вакуленко (кстати, она поставила смешной танец в финале того, старого, спектакля), ее напарницу сыграла Алена Бирюкова. А кто эта бабушка? Ба, Татьяна Ковальская! Разве эта статная женщина подходит на роль суетливой и хитроватой бабушки? Конечно, актерское мастерство при ней, да разве спрячешь породу!
Что сказать про других? Родин… он был, как говорится, аутентичен. Точный выбор. Семененко старательно изображал нажравшегося в дым мужика, лез в драку, вращал глазами, потрясенный изменой жены… Но тут было много молодецкого задора. Сергей же из Одессы, такой веселый и неутомимый плясун. А тут следовало бы добавить российской “сумеречности”. Это же русская деревня, а не изобильное украинское местечко. Режиссерский выбор Вакуленко и Бирюковой можно назвать точным, только вот, как кажется мне, актрисы не до конца раскрылись в этих ролях.

И вот что еще смутило меня… После спектакля в душе должна быть такая приподнятость, хотя бы слабое подобие “катарсиса”. А тут просто смеешься и потом идешь домой. Чего не хватало в постановке? Пожалуй, “высокого штиля”. Баланс в речи был откровенно нарушен в сторону русского жестового языка. Сидел я где-то в 12-м ряду и все нормально считывал. Это, несомненно, плюс. Но, когда идут сплошь обычные жесты, которыми мы пользуемся ежечасно, получается вторжение жизни, которое размывает границу, отделяющую искусство от жизни. Натурализма не должно быть сверх меры. Состояние пьянства не обязательно изображать “один в один”.
Впрочем, это, похоже, был прогон. Есть еще время для поиска новых красок и оттенков.

Виктор Паленный

Фото: Владимир Чернявский

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий